СОДЕРЖАНИЕ
Введение Агрессивные дети как группа социального риска в обществе
1.1 Теоретический аспект агрессии
1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников
1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
2 Модель социально – профилактической работы с агрессивными детьми
2.1 Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
2.2 Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми в дошкольном учреждении
2.3 Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении №14 г. Зеи
Заключение Библиографический список
Приложение А. Понимание агрессивности старшими дошкольниками
Приложение Б. Стили родительского воспитания
Приложение В. Упражнения на развитие устойчивости к стрессу
Приложение Г. Критерии агрессивности
Приложение Д. Практические рекомендации
ВВЕДЕНИЕ
Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
Поэтому в работе дана попытка объединить работу дошкольного учреждения и семьи по профилактике и коррекции детской агрессии - и найти наиболее реальные пути совместной работы и помощи.
Научная новизна – в настоящей работе выявлены причины, мотивы, индивидуальные особенности агрессивных детей и предложены модели профилактики агрессивности в условиях дошкольного учреждения. ............