Часть полного текста документа:Модель сверхценного экрана Михаил Щербаков Если, несмотря на все предпринятые усилия, устройство не работает, прочтите Руководство. Из описания к японскому цифровому осциллографу Альберт Эйнштейн говорил, что наука становится наукой, когда она начинает использовать математический аппарат.Перефразируя эту мысль, можно сказать, что методы психологии и личностного развития начинают работать по-новому и с гораздо большей вероятностью давать те результаты, на которые рассчитаны, если построены на корректной работающей модели. Опыт автора, безусловно, подтверждает это... Прежде всего КТИ - это модель сознания. Большинство направлений в психологии и психотерапии также применяют модели. Однако, чаще всего это модели-аналогии или эмпирические модели, опирающиеся исключительно на опыт наблюдений. КТИ - построена на общих знаниях о структуре мозга и аналогии с аморфной твердотельной структурой. Такой выбор позволяет применять численные расчеты и использовать хорошо разработанные уравнения и подходы, известные в физике твердого тела и квантовой механике. Другими словами, модель позволяет не просто красиво иллюстрировать существующие закономерности, но и получать принципиально новые знания о структуре сознания, которые затем могут быть экспериментально проверены и использованы для построения методов индивидуальной и групповой психотерапии. Читатель, даже не слишком хорошо знакомый с современной физикой, может посмотреть на известные и важные для него вопросы немного с другой стороны. Автору остается только порекомендовать прочесть статью в надежде, что лирические отступления и примеры из практики скрасят обилие специальной терминологии. Мы приводим краткое изложение Кластерное Теории Интеграции. Для более подробного ознакомления советуем обратиться к вводной статье на этом сайте и к книге 7 Путешествий в структуру сознания; Введение в КТИ В псхотерапевтических школах используются модели, которые рассматривают отдельные области сознания, отвечающие за определенные функции. Примерами подобных моделей могут служить "родитель", "ребенок" и "взрослый" в трансактном анализе, "субличности" в нейролингвистическом программировании, "гештальты" в гештальттерапии. Используются также такие термины, как паттерны, комплексы и т. д. Обычно выделяется не больше десяти "частей личности", в противном случае и клиент и терапевт окончательно запутаются. Во всех указанных теориях причиной психологических и соматических проблем человека являются конфликты между различными частями личности, и психотерапевты предлагают методы их интеграции. В модели КТИ мы рассматриваем сознание как систему, состоящую из большого набора элементарных паттернов (ЭП). Каждый паттерн фактически отражает определенную структуру нейронов мозга, но не обязательно несет законченную функцию, подобно "внутреннему ребенку" в трансактном анализе. Таким образом, ЭП - это элементарная структура сознания, не обязательно четко отделенная от других структур. В модели КТИ мы допускаем существование достаточно большого число (сотен тысяч, миллионов ) элементарных паттернов. Любое объединение ЭП мы будем называть кластером , а процесс формирования таких структур из ЭП или других кластеров - интеграцией . ............ |