Часть полного текста документа:Мокша Мокша (санскр.- "освобождение", "избавление"), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов "закона кармы", включая не только "вызревшие" и "вызревающие" семена прошлых действий, но и потенции их "плодоношения". Брахманизм и индуизм Впервые понятие мокши (в виде глаголов, производных от корня "муч" и синонимических терминов "мукти", "атимукти", "вимукти", "атимокша" и т.д.) намечено в ранних Упанишадах. В Брихадараньке речь идет об освобождении от власти смерти, а также временных условий бытия, в Чхандогье - об избавлении от неведения с помощью наставника - таким же образом, как потерявший дорогу обретает ее с помощью того, кто эту дорогу знает. Тайттирия описывает состояние того, кто постиг "блаженство Брахмана": его тогда уже не мучают мысли: "Почему я не совершил добро?", "Почему я совершил зло?". В Катхе прямо говорится о тех, кто не возвращается в мир сансары: они должны обладать способностью распознавания, рассудительностью и "чистотой"; необходимым признаком "освобожденного" является способность управлять "городом" своего тела. Мундака-упанишада сообщает, что "освобождаются" аскеты, постигшие мудрость веданты (подразумеваются эзотерические наставления риши об Атмане и Брахмане) и очистившие себя отречением от всего. В Шветашватаре божественное начало мира называется причиной и закабаления, и сансары, и "устойчивости" мира, и "освобождения". Согласно Майтри-упанишаде, достигнув Атмана посредством разумения, человек уже не возвращается в мир сансары; использование психотехнических упражнений йоги (надавливание кончиком языка на нёбо, сдерживание речи, мысли и дыхания, созерцание Брахмана) ведет к экстатическому самозабвению, и эта "лишенность собственного существа" является знаком мокши. "Освобожденный" взирает на круговорот жизни как на вращающееся колесо повозки; мокша наступает с устранением человеческих решений, а также всех представлений (типа "это - мое"), коренящихся в индивидуальном самосознании, которые связывают его, как тенета птицу; условием "освобождения" является прежде всего победа над мыслью, которую следует направлять к Брахману, отрывая от предметов этого мира. В успокоенном состоянии такая мысль уничтожает плоды как злых, так и добрых дел, а все остальное, кроме знания и "освобождения", - распростершиеся узы. В тех же поздних Упанишадах становится популярным понятие "кайвалья", означающее "обособление", "изоляцию", в котором акцентируется во всей полноте "отрицательное" ядро "освобождения". Термин произведен от интерпретации Атмана как по своей сущности "изолированного" (кевала, кевалин - "одинокий", "уединенный") и от внешнего мира, и от психо-физического агрегата индивида. Поэтому тот, кто, согласно Майтри, достиг вершины экстатического состояния в непричастности как радости, так и страданию, достигает и "изолированности" (кевалатва). Кайвалья-упанишада посвящена достижению истинного знания, завершающегося осознанием единства адепта с Брахманом через уединение как "отречение". На этой стадии индуистское понимание мокши можно считать уже вполне сформированным, и дидактические тексты Махабхараты вносят лишь дополнительные штрихи. ............ |