Часть полного текста документа: Введение. Все, что описано ниже, теперь история. Я описываю мир хипповской и постхипповской тусовки - это была часть соци- альной структуры советского общества, как не стремилась она от общества одгородиться. Где теперь Советский Союз? В данном случае рассмотрены Москва и Санкт-Петербург (однако в тексте Санкт-Петербург будет заменен на Ленинград - ведь так он назывался в те времена). Да и сами тусовки сейчас совсем не те; в прессе поговаривали об исчезновении хиппи, но уменьшение их числа в 1990-1991 гг. было временным - снова появляются волосатые и в заплатках наши герои. И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей. Итак, теперь, кгда данная тема несколко "остыла", хи- повская Система может бвть воспринята просто как одно из сообществ, как пример сообщества, на материале которого исследовалась главная для нас проблема: символ, его праг- матика, его конкретная жизнь в конкретном сообществе. Цель исследования - проследить на конкретном материале связи символа (его интерпретаций, реакций на него) со структурой сообщества. И наоборот: зависимость структуры отношений в сообществе от значений, заложенных в его символике. Исследование проходит в зоне соприкосновения двух реаль- ностей: знаковой и социальной. Там идеальная реальность знака переходит в материальную жизнь, воплощаясь в дейс- твия.Главное, на чем сосредоточено внимание,- действие, реакция на символ. Изучаемая Система - это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой - это, скорее, со- циальная среда, круг обшения, конгломерат групп или даже их иерархия. Но все-таки существует ярко выраженное деле- ние на "своих" и "чужих", общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклёр. То есть это сообщество; с самоназванием и самосознанием. Но стандартные методы описания здесь явно не годятся - я надеюсь, его внутреннее устройство выявится по ходу изложения. 1. Экстернальная культура. Необходимо дать характеристику Системы, хотя бы самую общую, чтобы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается не просто. Привычных черт сооб- щества здесь, кажется, нет. Сама Система категорически от- вергает попытки свести её к какой-либо социальной схеме. Типичный пример её самоопределения - отрывок из статьи А.Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Таллина: "Движение - а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом - не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объ- явивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию ни- какой специальной хипповской филосифии, идеологии или ре- лигии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формулируюшиеся достаточно просто - мир и любовь". Действительно, Систему нельзя определить ни как организа- цию или партию, ни как обшину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как её определить ? 1.1 Вне общества. Существует способ определения сооб- щества через его место в социальной структуре. ............ |