Федеральное агентство по образованию РФ
Ульяновский государственный университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
«МОЛОДЁЖЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Ульяновск 2009
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание социальной работы
1.1 Понятие социальной адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
1.4 Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы
2. Положение молодёжи в современном обществе
2.1 Понятие «молодёжи» в России
2.2 Молодёжь в современном российском обществе
2.3 Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе
Заключение
Литература
Введение
Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.
Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации – освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. ............