ПЛАН
1. Определение монашества.
2. Происхождение монашества.
3. Основатели монашества на Востоке и Западе.
4. Монашество в католической Церкви.
5. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
Монашество
Монашество - (от греч. Monachos-отшельник) – социальная религиозная группа члены которой берут на себя обязательство:”уход из мира”, как правило отказ от имущества, воздержание (обязательно безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. В действительности жизнь значительной части монахов далека от аскетизма.
Аскетизм, как принцип воздержания, во всей силе предносился к древним христианам. Победа над плотскими страстями, самоотречение, через что христиане достигали высшей нравственной чистоты и “святого” хождения, по справедливости доставили им имя по истине “святых”. Сущность древнего христианского аскетизма состояла в безбрачии и всегдашнем девстве. Остальные соблюдавшиеся христианскими аскетами отречения-самоограничения, как-то бодрствование во время ночи, особенно посты служили лишь средством подчинения тела духу. Во II-ом веке апологеты указывают на христиан, которые ради Христа, до старости вели воздержательный образ жизни, пребывали всегда в девстве. В сочинениях писателей III-го века аскетизму уделяется значительное место. Философия того времени, неоплатонизм, отождествляя материю со злом, видел основу добродетельной жизни в освобождении от чувственного. Подобно неоплатоникам, александрийцы Климент и Ориген считают самоотречение, самоотвержение и с христианской точки зрения необходимым средством, чтобы стать совершенным христианином(гностиком). Как существенное, в христианском аскетизме остаётся постоянное девство; с ним связано бегство от мира, освобождение от земных занятий и общения с миром, чтобы можно было без помехи, беспрепятственно отдаться созерцанию или углублению в христианские истины.
Великий александрийский учитель Ориген был сам совершеннейшим образцом аскетической жизни. В своей ревности он зашел так далеко, что даже оскопил себя. Его строго-воздержанная и только занятиям и созерцанию высших истин посвященная жизнь, возбуждала многих из его учеников к подражанию ему. Около Гиерокла, александрийского учителя к III-му веку, кажется, уже образовался союз христианских аскетов, которые проповедовали что-то вроде общинной жизни. Некоторые воздержанники имели жилище в просто сложенных домах, в не городов, чтобы беспрепятственно отдаваться умерщвлению плоти и созерцанию. Нарцисс, епископ иерусалимский, оставил свою общину вследствие злых наветов и скрывался много лет в уединенной местности, там он, как говорит Евсевий, достиг любомудренной жизни. Святой Павел Фивейский (род. в 228г.) еще в юные годы нашел пещеру в отдаленной горе и прожил в ней, пользуясь пальмовым деревом для питания и одежды, 90 лет, посвящавши все время молитве, созерцанию и воздержанию; только не задолго до его смерти (340г.), когда ему было 113 лет, его нашел Святой Антоний, который сделался основателем монашества. Антоний Великий родился около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в благочестии. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой. ............