Часть полного текста документа:МОНАСТЫРЬ ЛЕПАВИНА Монастырь Лепавина находиться в одноименном селе в Хорватии, неподалеку от Копривницы в общине Соколовац. Свое название он получил от расположенного рядом леса Липа, и местечка Вина. По сообщению одного летописца, монастырь был построен около 1550 года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии ( на севере Хорватии). В хронике сообщается, что его основателем стал монах Ефрем Вукобрадович из монастыря Хиландар, который сам был родом из Герцеговины. Он пришел в этот край, спасаясь от турецкого нашествия. Вскоре к нему присоединились еще два монаха. Увидев плодородие окрестных земель, монахи позвали народ из Боснии, и опустевшие окрестности вскоре наполнились сербскими поселениями. С их помощью монахи начали раскорчевывать землю и строить монастырь. Вскоре ими уже была построена небольшая церковь. Турки из Ступчаницы, Пакраца и Биелы не оставили без внимания появление новой сербской обители. В августе 1557 года под предводительством Зареп-паши Алии они напали на монастырь и сожгли его. Четверо монахов были убиты, а двое уведены в плен. На какое-то время жизнь в монастыре угасла, но не угасло желание православных сербов иметь здесь святую обитель. В 1598 году постриженник Хиландара иеромонах Григорий с двумя монахами из Милешева начал восстановление монастыря, но из-за недостатка средств работы продвигались медленно. Более благоприятные условия для строительства монастыря настали после того, как в 1630 году сербы получили свои привилегии (statuta valachorum) от австрийского правительства и стали играть существенную роль в защите границ Австро-венгрии. В 1636 году под руководством архимандрита Виссариона начались широкомасштабные работы по восстановлению монастыря, которые, не смотря на многочисленные трудности, было закончены к 1642 году. В этом году барон Иоанн Галер подтвердил право монастыря на владения всеми землями, подаренными ему жителями Браньски и Сесвечана. Особые дарственные письма монастырю принадлежат барону Зигмунду Айбеславу, воеводам Гвоздену и Георгию Доброевичам, Блаже Пеяшиновичу и воеводе Радовану, барону Гонорию Траутмансдорфу и графу Людовиту Шварценбергу. Так произошло окончательное устройство монастыря, игравшего огромную роль в духовной и культурной жизни сербской Краины. История монастыря стала нераздельной частью истории сербского народа в Вараджинском воеводстве, охватывавшем Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в нелегкой борьбе против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. Защищая свою веру и народные привилегии, Лепавинские монахи боролись и страдали вместе со своим народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту, а 26/13 ноября 1735 года на пороге монастырского храма был застрелен игумен Кодрат. В конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно время пребывал сербский патриарх Арсений III Чарноевич. Сюда к нему приезжали представители народа и духовенства, и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и позднее многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734 году сербы Вараджинского воеводства получили своего православного архиерея, было решено, что его резиденция будет находиться в Лепавине. ............ |