МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА
КАФЕДРА международных отношений и истории
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
МОНГОЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО В XIII В. иМПЕРИЯ ЧИНГИСХАНА
ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ Ауельбеков А.С.
НАУЧНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ Заитов В.И
КОКШЕТАУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. МОНГОЛЫ И ТРАДИЦИИ КОЧЕВНИКОВ
1.1 Территория и общественное устройство Монгольского государства
1.2 Социальная организация и структура монгольского общества и Золотой орды в советской и российской историографии
1.3 Возвышение Чингисхана и образование единого Монгольского Государства
1.4 Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана
2. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ЧИНГИСХАНА
2.1 Военное устройство Монгольской империи
2.2 Поход на Китай
2.3 Война с Хорезмшахами
2.4 Личность Чингисхана в истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.
На протяжении веков личность Чингисхана (1155 —1227) привлекает неизменный интерес. Оценки его дел противоречивы. В отечественной историографии образ этого полководца и государственного деятеля в целом отрицателен: считается, что формирование его державы сопровождалось особой жестокостью, что «монголо-татарское иго» замедлило социально-экономическое развитие завоеванных стран, а рассеяние монголов по значительной территории привело к их ассимиляции другими народами, подрыву потенциала самой Монголии и ее слабости после распада империи. Отчасти эти оценки справедливы. В то же время, не следует забывать, что Средневековье (вообще) не отличалось гуманностью — ни в Европе, ни в Азии. Достаточно вспомнить историю арабского халифата, западноевропейскую инквизицию, княжеские междоусобицы в России и Японии периода феодальной раздробленности и т. д. На этом фоне жестокость монголов не была чем-то из ряда ион выходящим. Да и последующее «иго» вряд ли представляло собой что-то другое, нежели обычное феодальное господство, тем более, что оно не было направлено на разрушение общественных традиций и структур. Более того, монголы проявляли исключительную религиозную и национальную терпимость. В отличие от многих завоевателей, приходивших и до, и после, они не ставили целью огнем и мечом навязать свою религию или образ жизни, разрушая историческое и культурное наследие других народов. Ханы Монгольской империи покровительствовали всем религиям в равной мере, не навязывая ни одну из них. В этом они надолго опередили свое время. И, хотя верхушка правящего класса государства формировалась из монголов, национализма или национального гнета не было.
Таким образом, даже столетия спустя, в наше время усиления религиозной и национальной нетерпимости есть в чем взять пример с Чингисхана и его преемников.
Обновление исторического знания, а также необходимость многоплановых исследований, охватывающий сложный по своему содержанию исторический период монгольского общества и Золотой Орды, имеет важное значение для исторической науки.
Личность этого великого человека в мировой истории самой Монголии привлекает внимание ученых на протяжении столетий. ............