Часть полного текста документа:Мониторинг качества математического образования в естественно-техническом лицее. Светлана Сырцова Базой для мониторинга качества математического образования в лицее являются образовательные стандарты. Основываясь на государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по математике, учителя лицея под руководством диссертанта работают над созданием лицейского стандарта. В лицейский стандарт по математике включены темы, изучаемые на занятиях обязательного факультатива. Также в качестве компонентов лицейского стандарта разработаны пакеты самостоятельных и контрольных работ по алгебре. Основным структурным элементом обучения в лицее, как и в общеобразовательной школе, является урок. Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний. Каждый учитель старается использовать в своей практике различные формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразно-утомительным ни для учеников, ни для учителей. Выбор оптимальной формы - одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать учителю. На уроках учитель проводит контроль знаний, получаемых учениками в данный момент времени. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность контроля позволит учителю, увидев затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. В результате не только у учеников, но и у учителя складывается ситуация успеха. В систему преподавания математики в лицее вошло использование нестандартных форм урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний учащихся. Проверка знаний учащихся - одно из наиболее трудоемких и рутинных дел учителя. Проблема разработки содержания, средств и методов контроля качества обучения, особенно его нетрадиционных форм, весьма актуальна. Так, совершенно отсутствует методика контроля знаний, умений и навыков учащихся на внеклассных занятиях, что обусловливает фактическую незавершенность учебного процесса. Для повышения интереса к математике в лицее вошло в систему проведение внеклассных тематических мероприятий как в рамках недели математики, так и в общем процессе обучения. Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, использование дидактических игр может служить прекрасной отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса учащихся. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. В.Ф. Шаталов писал: "В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок". В ходе игры у учащихся кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредоточиваться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные математические понятия. ............ |