Часть полного текста документа:Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования М.И.Иродов, Т.А.Степанова Общество не может эффективно развиваться, не совершенствуя свое производство, не имея высококвалифицированной рабочей силы, компетентных и энергичных руководителей производства. Для подготовки таких специалистов необходима хорошо организованная, строящая свою работу на научной основе система начальной профессиональной подготовки кадров. После изменения социально-экономической ситуации неэффективность сложившейся системы профессионального образования (СПО) стала очевидной. Потребовалась выработка новой стратегии и тактики образовательной политики. Нам представляется, что вся система профессионального образования должна быть саморегулирующейся структурной системой, которая способна непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально - экономических условиях. Проектирование новой системы профессионального образования возможно лишь на основе формирования ее новых целей. Цель системы профессионального образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой "социальный заказ" на подготовку специалистов. При этом профессиональное образование должно отражать не только сегодняшние требования науки, техники, производства, общественных отношений, но и перспективы их развития. Формирование целей профессионального образования начинается с определения методов установления общественных запросов и их трансформации в педагогические цели. Генеральные общественные запросы в области подготовки квалифицированных рабочих кадров вытекают из общих экономических и общественных целей государства, которые оказывают влияние на формирование специальностей, функции отдельных групп работников, на область и структуру труда. Комплексная работа по формированию целей включает в себя следующие этапы: анализ требований общества (производства) к образованию; педагогическая интерпретация социального заказа и выделение на этой основе общих целей профессиональной подготовки учащихся, переход от этих общих целей к более частным (общенаучной, общеспециальной подготовке); отбор содержания согласно выделенным целям; определение адекватной методической системы его реализации. Принципиальное отличие такой системы от ранее функционировавшей состоит в том, что активным началом является сам обучающийся. Ему предоставлена возможность добровольного самоопределения в выборе уровня и профиля обучения, в выборе характера, содержания и условий профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает и его персональную ответственность перед собой и обществом за сделанный им выбор. Система должна быть открытой, включать в себя различные существующие и вновь создаваемые образовательные структуры. Система и ее элементы должны быть гибкими, отражать специфику реальной ситуации в региональном, отраслевом, производственном аспектах, адаптивно, оперативно и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда, учитывать его особенности на завершающей стадии профессиональной подготовки. ............ |