СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МОНИТОРИНГ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Расхождение целей экономической политики
2. Выбор экономических целей
3. Мировая система коллективного долга
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Экономика и хозяйственный прогресс не знают абсолютных шаблонов.
Л. Эрхард
В работе акцентировано внимание на причинах возникновения кризисных ситуаций национального и мирового масштабов, связаных с нагромождением дефицитов нетто-активов в системе балансов национальной экономики, проанализирована трансформация ее активов в условиях глобализации под воздействием денежно-кредитной политики, выявлены экономические и исторические предпосылки для обесценивания ресурсной базы национальной экономики, отражено опозиционную динамику валовых показателей выпуска продукции и его макроэкономических результатов для ее нетто-активов, обоснована необходимость перехода к новой парадигме экономического развития, основанной на возрождении ресурсного потенциала экономики Украины.
В Украине нынешний мировой финансово-экономический кризис приобрел особенно острую форму. Надо отметить, что еще в докризисный период страна имела колоссальные социальные дефициты, которые обусловлены состоянием активов национальной экономики и еще больше усугубились кризисом, носящим не ситуативный (ограниченный временем и пространством), а структурный и глобальный характер.
В условиях глобального кризиса существующая мировая финансовая система оказалась неэффективной. Движение мирового биржевого капитала, не обеспеченное реальными активами, привело к перегреву отдельных сегментов рынка, со всеми негативными последствиями. Бороться с таким кризисом только монетарными средствами так же бесполезно, как и с любым природным бедствием (скажем, наводнением или смерчем), - усилия и ресурсы будут израсходованы напрасно. Вместо этого необходимо, во-первых, определить самые "болевые" точки, которые и до кризиса были проблемными зонами экономики, а под его воздействием стали своеобразными "черными дырами", поглощающими скудные финансовые "инъекции", и, во-вторых, направить все усилия на смягчение последствий кризиса и реорганизацию существующего экономического порядка.
Проведенные исследования выявили феномены национального развития, выраженные в несоответствии количества и качества ресурсной базы экономики (то есть ее нетто-активов) требованиям устойчивости и безопасности экономического развития страны. Анализ трансформации активов национальной экономики под воздействием осуществляемой денежно-кредитной политики позволил предложить логическую модель процессов, которые являются действительными причинами диспропорций в национальном развитии, что усугубило и усилило влияние мирового кризиса на украинскую экономику. Нетто-активы - это совокупные активы (основной и финансовый капиталы, интеллектуальные, трудовые и иные ресурсы) минус внешний долг, отражаемый в пассивах национальной балансовой системы (система финансовой отчетности).
МОНИТОРИНГ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Постараемся дать ответ на вопрос: почему в условиях относительного благополучия в докризисный период стабильный рост ВВП сопровождался не менее устойчивыми отрицательными тенденциями (такими, как большие потери человеческого капитала, технологическая деградация основных сфер занятости, отсутствие дешевого национального кредита, непрерывная инфляция и центробежные тенденции в государственном устройстве)? И все это — на фоне оптимистических валовых показателей экономического роста и национального развития.
Сложность нахождения быстрых решений на поставленный вопрос заключается в том, что на протяжении длительного периода общество и власть не имеют достоверной информации о стоимости и качестве нетто-активов экономики, которые в общепринятом (на уровне международных сопоставлений) понимании составляют национальное богатство.
Расхождение взглядов на национальное богатство повлекло за собой диспропорции в экономическом развитии еще в предкризисных условиях. ............