Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
КУРСОВАЯ РАБОТА
по микроэкономике
на тему: «Монополии и их место в структуре экономики»
Харьков 2007г.
ПЛАН
Введение
1. Понятие монополии
1.1 Монополии, виды и формы
1.2 Монопольная цена
1.3 Монополия и конкуренция
2. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике.
2.1 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
2.2 Регулирование деятельности монополий
Заключение
Список литературы
Введение
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить, продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы – монополия. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Другим способом можно представить монополию, как ситуацию на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Однако, при анализе монополии важно учитывать, что в реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти.
В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть: экономические основы монополий, их виды и формы; монополистическую цену; соотношение монополии и конкуренции; влияние монополий на народное хозяйство и как государство может регулировать монополизм.
1. Понятие монополии
1.1 Монополии, виды и формы
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов[1, 191]. При этом покупатель не имеет возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль. Существует две противоположные мысли экономистов относительно закономерности возникновения монополий: одни считают, что монополии возникают случайно, а другие, среди которых А. Пигу, настаивают, что монопольная власть является логическим завершением стратегии фирмы [8, 140]. Данные взгляды базируются на выводах А. Смита про то, что экономическая выгода принуждает фирмы постоянно искать возможности повышения прибыли. А монопольная власть не только дает возможности иметь большую прибыль, но и выступает самозащитой.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. ............