Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального обучения
Центросоюза Российской Федерации
Российский университет кооперации
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по экономической теории
Монополия: сущность, виды, влияние на экономику
Содержание
Введение
1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий
1.1 Сущность монополий
1.2 Причины монополий
1.3 Формы монополий
2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста
3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики
3.1 Общественные издержки монопольной власти
3.2 Необходимость антимонопольной политики
4 Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики
Заключение
Введение
Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.
Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.
Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.
1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий
1.1 Сущность монополий
Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.
В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). ............