ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Монополизм в российской экономике: причины, последствия и пути преодоления
ВЫПОЛНИЛ: ГОРБУНОВА Н.Э., гр.601 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
План 1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Монополия и ее формы.................................................................................. 4
3. Экономический вред монополии.................................................................... 7
4. Особенности монополии в советской экономике......................................... 10
5. Формы монополизма в советской экономике.............................................. 16
6. Возможные антимонопольные меры........................................................... 19
Заключение........................................................................................................ 29
Список использованной литературы............................................................... 30
1. Введение Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения:
Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.
В своем реферате я хочу рассмотреть как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю) и отметить ее особенности в советской экономике.
2. Монополия и ее формы Этот термин можно связать и с определенной структурой рынка или производства, и с соответствующим типом экономических отношений.
В экономике под монополией обычно подразумевается абсолютное преобладание на рынке единоличного поставщика или продавца, т.е. такая структура рынка, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок некоторого продукта. Монополистом может быть даже маленькое предприятие, если оно имеет высокую долю в производстве какого-либо товара, а крупная фирма может монополистом и не быть, если другие не менее крупные производители уравновешивают ее мощь на рынке.
Монополия может быть искусственной, основанной на государственной привилегии на исключительное право сбыта какого-либо товара, или естественной, появляющейся как следствие конкурентных взаимодействий. Естественная монополия всегда требует государственного вмешательства, так как она может установить ту цену, которая максимизирует ее прибыль, и перераспределить ресурсы в свою пользу в ущерб обществу. Естественная монополия обычно “нестойка, преходяща и может быть закреплена только внеэкономическими методами - опять же покровительством властей или какими-либо формами террора и подавления конкурентов”[1].
В обществах с традиционной формой хозяйствования имела место и монополия - рынок единоличного покупателя.
Особый интерес представляет собой двусторонняя монополия - противоборство на рынке определенного товара единого поставщика и объединенного покупателя.
Часто, когда производство связано с важными системами жизнеобеспечения общества, предельная концентрация деятельности обусловлена технологически (например, в случаях, связанных с энерго-, водо-, газоснабжением). ............