Часть полного текста документа:Морфология российской вечеринки Григорий Рейнин в соавторстве с В. Бондаренко Продолжая изучение темы потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой. Один полюс достаточно хорошо изучен продавцами винных отделов, врачами-наркологами, участковыми милиционерами и акцизными чиновниками. Другой - представлен в эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом произведении "Граненая скрижаль", напечатанном в известном академическом журнале "Субъект и его реальность"[1]. Эта сокровищница Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых исследователей третьего тысячелетия. Ваше здоровье! Однако, этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков на Руси. Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого спиртного? Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как "Встреча по поводу" или попросту "Вечеринка". Повод при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают весьма разнообразны: - день рождения (вариант: крестины, именины, поминки, свадьба), - приезд (вариант - отъезд) кого-либо куда-либо, - встреча Нового Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т.п.) - церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество. - социальные мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов. Добросовестно отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам, подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В.Я.Пропа "Морфология Русской волшебной сказки"[2]. 1. Постоянными и устойчивыми параметрами "Вечеринки" служат четыре неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц. 2. Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено. 3. Последовательность и структура фаз всегда одинакова. Отсюда вывод: 4. Все вечеринки однотипны. Какова же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры? Чего скрывать - нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в иных исследованиях - это обилие экспериментального материала. Каждый, мы не боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя экспертом. Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми не оказались. Ваше здоровье! Однако, к теме. Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей. При этом было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 - 2 часа, а функции персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не связаны с первоначальным названием самого действия. Итак, первая стадия - РИТУАЛЬНАЯ. В области стиля - чопорно-приличная. ............ |