Мотив огня в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Содержание
Введение
Огонь в мифологии народов мира
Отражение романтической стихиологии в сборнике Н.В.Гоголя «Миргород»
Образ огня в повести «Тарас Бульба»
Огонь как элемент стиля в повести «Тарас Бульба»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последнее время интересом к раннему творчеству Гоголя. Исследователи неоднократно обращались к роли стихий в творчестве гоголя, но, как правило, подход не был комплексным. Отмечались лишь поверхностные особенности. Сборник «Миргород» явился хорошим материалом для анализа, так как четыре повести в нем олицетворяют собой четыре мировые стихии.
Ю.М. Лотман в своей работе «Художественное пространство в прозе Гоголя» уже обращал внимание на четыре стихии, заявленные в эпиграфе к «Повести о том как, поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и большое внимание уделил мотивам воды. Но анализ проводил только относительно категории пространства.
М. Вайскопф в книге «Сюжет Гоголя» подверг анализу стихию огня в повести «Тарас Бульба», но уделил повышенное внимание христианским мотивам вина, хлеба и слова.
С.А. Гончаров в статье «Сон – душа, любовь – семья, мужское – женское в раннем творчестве Гоголя» отметил склонность автора к европейскому мистицизму и как следствие обращение к стихийным первоэлементам на всех уровнях повествования. Особо выделил стихию воды и образ зеркала в гоголевском тексте.
А.В. Козлова в своей статье «Художественные функции мотива огня в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», учтя предыдущий опыт исследователей, наметила основные направления этой работы.
Задачи работы:
- изучить представления об огне в разных культурных традициях
- показать роль стихий в сборнике Н.В. Гоголя «Миргород» в целом
-раскрыть художественную мифологию огня в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
-выявить стилевые проявления огня в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Объектом исследования явился сборник повестей Н.В Гоголя «Миргород».
Предметом исследования в работе выступает каждая повесть сборника в отдельности и в большей степени эпопея «Тарас Бульба».
Методы исследования: В работе использованы мифопоэтический, структурно-типологический подходы и интерпретации художественного текста.
Структура работы предполагает четыре главы. В первой отображены представления об огне в разных культурных традициях. При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Во второй главе намечается основная проблема работы. Определяется место каждой стихи в повестях с обязательным указанием соответствующих особенностей произведений. В третей (основной) главе будет осуществлена попытка раскрытия художественной мифологии огня в повести «Тарас Бульба». Четвертая часть является дополнением, и в ней указаны некоторые стилевые проявления огня в повести. Она необходима, для того чтобы показать, как происходит проникновение огненных мотивов в повесть на всех уровнях повествования.
Огонь в мифологии народов мира
гоголь огонь образ бульба
В мифологии всех народов мира огонь выступает как первичный материал для космогенеза. ............