Часть полного текста документа:Мотивационный менеджмент: определимся с базовыми понятиями Жадан С. С развитием общества по мере снижения значимости внеэкономических мер принуждения к труду, а с течением времени и экономических мер принуждения, растет значимость мотивационного менеджмента. Одновременно растет численный состав теорий мотивации и их компиляционных клонов. Вместе с тем, попытка анализа теорий мотиваций приводит к мысли о том, что различия во взглядах на формирование и функционирование систем стимулирования трудовой активности во многом связано со, скажем так, особенностями понимания основных категорий теории мотивации. С другой стороны многие авторы дают либо весьма обтекаемые формулировки базовых понятий, либо вовсе их не дают, по-видимому, полагая, что здесь и так всё ясно. Общепризнанным является положение, что любая осознанная деятельность есть способ удовлетворения собственных потребностей "Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей" [i] . "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль". [ii] Но что такое потребности, как определить их? Среди наиболее распространенных стоит выделить следующие. Липсиц И.В., в учебнике по экономике для общеобразовательных учреждений, определяет потребности как "ассортимент и объём благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений". [iii] Уткин Э.А., в работе позиционируемой как учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих курс менеджмента, утверждает, что "Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату" [iv] . И автора мало смущает, что тавтологией выглядят его последующие заявления о том, что "Когда человеком ощущается потребность, она пробуждает в нём состояние нацеленности, устремленности." [v] и далее "потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, ...". Осмысление того, что потребности представляемые как "желания и стремления" "вызывают у человека стремление к их удовлетворению", вряд ли способно приблизить к пониманию того, что собственно представляют собой потребности и механизма их возникновения. Бережной Н.М. [vi] оптимальным считает приводимое им определение потребности согласно "Философскому энциклопедическому словарю" "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности". В своей работе "Человек и его потребности"Бережной Н.М.,подчеркивает, что здесь "стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности". Возникает вопрос, что же для Бережного Н.М., представляет собой потребность? Объективная ли это составляющая, то есть "недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма...", или это "сегмент внутреннего мира человека"? Или это одно и тоже? Следовало бы также уточнить, как соотносятся утверждение, что потребности "неосознанный побудитель активности." [vii] ; со следующим чуть ниже: "Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними". Не совсем понятно как можно стать господином неосознанного. Не хочется ставить под сомнение важность работы авторов придерживающихся приведенных выше позиций, но при подобном наборе расхождений в определении категории "потребность", как минимум, сложно оценить достоинства и недостатки различных точек зрения на потребности как исходную составляющую мотивационного менеджмента. ............ |