Часть полного текста документа:Можно ли определять и развивать свои способности? В.М. Кроль, доктор биологических наук (МИРЭА) Почему один человек легко достигает того, на что другой тратит массу усилий, слез и времени? Как узнать, зачем Великая Природа создала именно тебя? В чем состоит твое личное предназначение? Естественно, что ответы на подобные вопросы наиболее ценны в молодости, когда человек впервые задумывается над своими интересами и способностями, над планами построения своей жизни. Обидно узнать о своем призвании только после того, как прожил половину жизни и перепробовал многие специальности. Например, обидно, если человек только в двадцать пять-тридцать лет, закончив институт, получив специальность инженера и проработав несколько лет, понял, что его призвание лечить людей. Конечно, встречаются люди, которые "с младых ногтей" знают, что хотят стать великим артистом или ученым, путешественником или летчиком. Но они - скорее исключение, чем правило. Большинство из нас, даже если и думает в детстве о "модных" профессиях, в дальнейшем идет другим путем и часто с трудом находит свою дорогу в жизни. Что же делать, можно ли избежать бесполезной траты сил и времени и с малыми потерями отыскать свой путь в жизни? Оказывается, можно. Еще во времена Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая особое значение придавалось двум типам интеллектуальных способностей: способностям к литературному творчеству и логическому мышлению. В настоящее время способности рассматриваются как индивидуальные характеристики человека, определяющие легкость и успешность выполнения соответствующей деятельности. Что же лежит в основе такого качества человеческой личности, как способность? Рис.1. Причудливое взаимодействие наследственных и социальных факторов дает индивидуальную картину способностей человеческой личности. Выраженность способности определяется комбинацией двух групп факторов - социального воспитания и наследственности (рис.1). В своей книге "Гений и наследственность" Френсис Гальтон привел результаты анализа биографий 977 выдающихся людей из 3000 семей и сделал вывод, что "на каждые десять знаменитых людей, которые вообще имеют знаменитых родственников, приходится три или четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей". Интересной иллюстрацией этого вывода о важности наследственного фактора в происхождении способностей является и сам Гальтон, который был двоюродным братом двух великих людей - основателя эволюционной теории Ч. Дарвина и К. Пирсона, разработавшего (кстати говоря, для анализа проблемы способностей) основы корреляционного анализа - важного раздела современной математики. Таким образом, имеющиеся на сегодня данные показывают, что, появившись однажды в пределах какого-то генеалогического дерева, "гены способностей" будут блуждать в его ветвях, многократно прорываясь и реализуясь в личностях многих талантливых представителей данного рода. Хотя бы отчасти эта причина может служить для каждого человека стимулом выяснения своего генеалогического дерева (истории своего рода), по крайней мере, для выявления двух-трех поколений, предшествующих его появлению на свет. Действительно, в плане раздумий о своих скрытых способностях и связанных с ними возможностях полезно знать, какими способностями обладали ваши предки: бабушки, дедушки, тети и дяди. ............ |