Часть полного текста документа: Музеи и зрители. Проблемы восприятия Восприятие зрителем, его способность ориентироваться в экспозиции музея в полной мере зависит от того, насколько близко и хорошо он осведомлен с той или иной темой, с тем или иным предметом. Обычно легко запоминаются те предметы и явле-ния, с которыми зритель, будь то ребенок или взрослый, уже знаком. Так, например, ребенку больше придется по душе сцена из жизни древних людей, или возможность потрогать руками, при-коснуться к чему-то тайному, сокровенному из жизни предков, чем далекое знание о ней в недосягаемом для него пространстве. Сегодня в большинстве музеев на принцип "подойди-потрогай" возлагается строгое табу. Запрет порождает скуку, утомление. Единственный способ борьбы с быстрорастущей утомляемостью посетителя - это музейная театрализация. Театр - это всегда новое, неожиданное впечатление; это всегда яркое и красочное зрелище; это всегда праздник. В театр люди идут снова и снова, чтобы ощутить прилив сил новых эмо-ций, увидеть и испытать в своих чувствах нечто необычное, та-инственное, что может дать только миф, пусть даже очень близ-кий к правде. Не каждый музей обладает такой популярностью, выставки да-леко не каждого музея так же зрелищны, эффектны, тем более вы-ставки музея, демонстрирующего археологические памятники. Музей первобытной культуры сегодня должен поставить зада-чу, родственную театру: эмоциональное заражение зрителя. Посе-титель должен стать участником происходящего действа, разрабо-танного тематическим сценарием. Такая методика показа экспоната в обстановке его культур-ной сферы имеет высокое педагогическое значение. Обычно дети школьного возраста нелегко усваивают материал, касающийся ти-повых особенностей и значения древних культур. Такая тема дос-таточно сложна для восприятия. Макет, фигурный интерьер, рас-крывающие характерные особенности первобытной культуры, дали бы не только богатый сюжетный материал, но и образное воспри-ятие целой эпохи. И здесь дело не в манекенах и их позах. Обстановочная сцена, макет повышает степень динамичности сюжета. Неподвижный интерьер не означает его мертвое изображе-ние. Выставка, в которой чувствуется динамика, напоминает танец ... Это танец предметов. И то, и другое объединяет одно: ком-позиция. Композиция - это отнюдь не строгая схематика движе-ния. Это, отчасти, вымысел, создание образа. Она имеет смысл только в динамике движения. Любая композиционная сцена должна быть создана таким образом, чтобы в ней чувствовалось движе-ние. Только тогда она имеет смысл. Это не мертвая, но - немая сцена действия в спектакле, свидетелем которой становится по-сетитель. Зритель ни на минуту не должен засомневаться в том, что он - участник происходящего события и находится, действи-тельно, в мифологической действительности, где все вокруг име-ет ритуальное значение и выполнен по законам мифического вре-мени, в существовании которого он имеет право усомниться. Музей первобытной культуры должен стать местом встречи со-временников и мифических героев, каковыми были духи и тотемные предки первобытных людей, в эпоху первотворения и первовещей - мифологическом пространстве, где господствует ритуал, объеди-няющий весь комплекс мифовещей и требующий беспрекословного повиновения. "Психологическим принципом разнообразия" назвал Ф.Я. ............ |