Часть полного текста документа:Музей-заповедник "Гатчина" Гатчина - один из самых своеобразных пригородов Санкт-Петербурга. Центром Гатчинского дворцово-паркового ансамбля является дворец. Построенный в виде уединенного замка он возвышается над тихой водной гладью, подчиняя себе окружающий пейзаж. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными известняками, подземный ход, ведущий к озеру, делают его непохожим на другие загородные резиденции. Дворец возведен в 1766 - 1781 годах по проекту талантливого архитектора А. Ринальди - автора многих замечательных сооружений Петербурга и его окрестностей. Строился дворец для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова. В 1783 году Гатчина становится резиденцией наследника Российского престола - великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Загородная усадьба не соответствовала больше своему новому назначению, и довольно скоро после перехода в руки Павла в ней начинаются работы по переделке большинства помещений, а затем и по перестройке отдельных частей дворца. Работы эти велись под руководством архитектора В. Бренна. Залы созданные по его проектам отвечали вкусам нового владельца. Они приобрели подчеркнутую торжественность и помпезность. Роскошные наборные паркеты, многочисленная лепнина на стенах и потолках, позолота, мрамор, обилие находившейся в них высокохудожественной мебели и бронзы, живописи и фарфора контрастировало с несколько суровым внешним обликом дворца. После смерти Павла I, в 1801 году, в течение первой половины XIX века практически никакого строительства во дворце и парке не велось. Вновь Гатчина оживает в середине XIX века, когда она являлась резиденцией императора Николая I. В 1844 - 1851 годах были проведены последние большие работы по дворцу - перестройка обоих его каре. Работами по перестройке каре, как и по внутренней их отделке, руководил Р.И. Кузьмин, один из видных архитекторов того времени. В 1881 - 1894 годах Гатчинский дворец являлся любимой резиденцией Российского императора Александра III, который проводил здесь значительную часть года. Вновь, как и в конце XVIII века, дворец оказывается в центре общественной жизни страны. После перестроек 40-х годов XIX века никаких существенных изменений во дворец больше не вносилось. Последующие владельцы отделывали по своему вкусу занимаемые ими апартаменты, не трогая, как правило, помещений своих предшественников. В результате этого Гатчинский дворец стал интереснейшим историко-художественным музеем, отразившим в своих стенах смену художественных стилей и вкусов на протяжении полутора столетий. 19 мая 1918 года дворец был открыт для посетителей. До Великой Отечественной войны Гатчинский дворец являлся крупнейшим из пригородных дворцов - музеев Петербурга, заслужив славу "пригородного Эрмитажа". В исторических залах и на выставках можно было увидеть великолепную мебель русских и западноевропейских мастеров, французскую бронзу, собрания мраморной скульптуры и живописи. Посетители знакомились с коллекциями ценнейших тканей, исторического костюма XVIII - XIX веков, старинного оружия. Особое место занимали собрания русского и западноевропейского фарфора и восточного искусства. ............ |