Часть полного текста документа:Музыка Австралии Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения. А. м. коренных жителей сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной - групповое. Характерны миграции песен, что связано с кочевым образом жизни местных жителей, а также с обычаем обмена или продажи песен соседним племенам. Распространены действа корробори в мужском исполнении - инсценировки мифов в религиозных обрядах (включают песенные циклы из 10 - 300 песен с инструментальным сопровождением, исполняемые в течение нескольких дней или недель), обрядах инициации и др.; используются шумовые эффекты (шипение, шуршание и т.п.). Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта (из Новой Гвинеи). С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился. С кон. 18 в. переселенцы (первоначально ссыльные) из Англии, Шотландии, Ирландии принесли свои национальные фольклорные (шотландские песни, баллады и др.) и профессиональные музыкальные традиции (в т. ч. церковные католические). С 1830-х гг. активизируется концертная жизнь, создаются Сиднейское филармоническое общество (1833), Австралийское филармоническое общество (1844), позднее - ряд хоровых обществ; открываются музыкальные школы (первая - в 1836), в кон. 19 в. возникают театр, монополии, оперные компании. В 1906 был организован симфонический оркестр под упр. А. Зелмана. С начала 20 в. в Австралии регулярно гастролировали иностранные исполнители (в т. ч. Ф. И. Шаляпин, труппа А П. Павловой). При содействии русских танцовщиков создаётся австралийский балет. В 1920-е гг. основана "Оперная лига", среди исполнителей, входивших в неё, певицы Н. Мелба, М. де Ганст. В 1847 в Сиднее поставлена первая национальная опера - "Дон Джон Австрийский" А. Натана. Формируется национальная композиторская школа (австралийские композиторы получали образование преимущественно в Англии), среди ее основоположников- А. Хилл, Э. Хатчесон, Э. Трумэн. Видную роль в развитии австралийской музыкальной культуры сыграла деятельность композитора, пианиста и фольклориста П. Грейнджера. В нач. 1940-х гг. расширяются контакты с США (в Австралии в 1944 гастролировал Ю. Орманди). После 1945, в значит, степени в результате культурно-идеологической экспансии США, получает распространение т. н. массовая музыкальная культура. Многие композиторы обращаются к традициям музыки аборигенов - Дж. Антилл (балет "Корробори", 1946), К. Дуглас, Э. Л. Бейнтон. Развиваются жанры оперы, а также программной орк. и кам.-инстр. ............ |