Часть полного текста документа:Музыка и агрессия Специалистам по игровой терапии часто приходится иметь дело с агрессивными, раздражительными детьми, которые не умеют адекватно выражать свои чувства. Если дать выход негативной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную поддержку, он постепенно сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Эти способы могут использовать вербальное и невербальное выражение сильных переживаний в музыкальной терапии это может быть и звукоизвлечение, и движение под музыку. В настоящее время повышенная раздражительность и агрессивность свойственны очень многим детям, независимо от возраста и социального положения семьи. Адекватное выражение гнева и раздражения вызывает затруднения у многих детей, особенно у тех, кто перенес психическую травму или утрату. Такие дети склонны к одному из двух типов реагирования: либо раздражение или агрессия начинают "прорываться" В большинстве их поступков, либо эти чувства скрываются за "фасадом" депрессии, отгороженности и низкой самооценки. Известный детский психотерапевт В. Оклендер считает, что "ребенок должен осознавать свой гнев, это является первым шагом на пути обретения им уверенности и психической целостности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подавлять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредованном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих". Отреагирование раздражения и гнева в безопасных условиях игровой терапии может помочь ребенку "узнать" эти чувства, освободиться от них и освоить более эффективные способы их выражения музыка и звукоизвлечение облегчают выражение любых чувств, способствуют эмоциональной экспрессии. Ребенку можно дать возможность в ходе игровой терапии выразить свой гнев и раздражение, в том числе и через звук, наряду с другими способами их выражения. Звуковая экспрессия может быть не менее эффективна. Извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, которым ребенок может пользоваться и вне занятия - например, дома, когда его переполняет раздражение. "Выпусти пар" Психотерапевт предлагает ребенку ударить со всей силы в барабан, в гонг, в металлические тарелки, а также о громкозвучащие предметы - об металлическую бочку, о таз, о подвешенный лист железа. Ребенок ударяет столько раз, сколько захочет. Он должен почувствовать, что успокоился, что чувства злости и раздражения выходят из его тела через пальцы рук, а затем через музыкальный инструмент или предмет. В таких техниках, как "Разбей башню" Шери Сейкс, детям предлагается отреагировать свой гнев и раздражение через разрушение картонной башни. Метафоры являются весьма удачным инструментом в процессе работы над детским гневом. Кроме того, метафоры долго сохраняются в памяти и опираются на информацию, получаемую с помощью разных сенсорных каналов. Процесс разрушения можно проиллюстрировать соответствующей музыкой или комплексами звуков: барабан, металлические тарелки, гонг, различные предметы, с помощью которых можно издавать громкие звуки. Для осознания ребенком разной градации чувства гнева и раздражения можно предложить ему поиграть в игру "Кто сильнее бросит". ............ |