Мошкин Владимир Николаевич, Алтайская академия экономики и права
Кобылякова Лариса Викторовна, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
На основе анализа результатов анкетирования подростков изложены выводы о влиянии уроков музыки на подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности, на готовность противодействовать негативному влиянию некоторых проявлений музыки, песен.
К современным социальным феноменам относится контркультура деструктивности, одной из форм реализации которой является активность некоторых музыкальных групп. С использованием различного рода «произведений» на молодежь оказывается психологическое давление, формируются взгляды и представления, ориентирующие на алкоголь, наркотики, ранние беспорядочные сексуальные контакты. Одним из следствий такого рода влияния является катастрофический рост наркомании, эпидемия сифилиса, СПИДа. Есть основания предполагать, что содержание некоторых песен влияет и на уровень самоубийств среди современных подростков. На формирование склонности подростков к деструктивности влияет не только музыка, песни, но и сами мероприятия (концерты, дискотеки и т.д.), на которых эти музыка и песни звучат. Также влияние оказывает та информация, которая публикуется в СМИ о музыке, музыкантах и певцах. В связи с этим существует серьезная проблема формирования у подростков готовности к самозащите от негативных социальных факторов, к числу которых относятся многие псевдомузыкальные группы, песни. В публикациях И.Я. Медведевой, Н.Е.
Марковой, Т.Л. Шишовой раскрыты некоторые механизмы деструктивного влияния в современном обществе музыки (рок, поп, рэп, металл) на подростков. Вместе с тем в педагогике до сих пор не выяснено, каким образом на уроках музыки и на классных часах по музыкальной тематике осуществляется подготовка школьников (и осуществляется ли) к противодействию различным деструктивным влияниям. С учетом данного обстоятельства нами было проведено анкетирование подростков, в ходе которого ставилась задача изучения проблемы влияния музыкальной культуры на готовность подростков к безопасной жизнедеятельности. При этом мы исходим из предположения о том, что музыкальная культура личности наряду с другими элементами включает в себя мотивы к безопасному взаимодействию с музыкальными произведениями, знания о негативном влиянии некоторых проявлений музыкального искусства на современного человека, знания о способах самозащиты от негативного влияния музыки на человека и др.
В двух общеобразовательных школах Ленинского района г. Барнаула в 2005/2006 учебном году нами было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов, направленное на изучение взаимосвязи музыкальной культуры подростков с их готовностью к безопасной жизнедеятельности. Учащиеся заполняли две анкеты, одна из которых включала в себя 20 вопросов открытого типа по музыкальной проблематике. Вторая анкета закрытого типа содержала 8 вопросов, отвечая на которые подростки выражали свое согласие или несогласие с шестью вариантами ответов (в том числе вариант «затрудняюсь ответить»). Всего было опрошено 236 подростков, из них 120 мальчиков и 116 девочек. Сведения о количестве опрошенных школьников представлены в таблице 1.
Сведения о количестве опрошенных подростков
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 5-8 кл. Мальчики 25 21 24 50 120 Девочки 27 22 25 42 116 Всего 52 43 49 92 236
Отвечая на вопросы анкеты закрытого типа, учащиеся выразили свое мнение о том, как осуществляется процесс музыкального воспитания в школе, как уроки музыки, классные часы влияют на готовность школьников к здоровому образу жизни и к обеспечению безопасности. ............