Часть полного текста документа:Мышление и речь Предисловие. Данная работа в целом была направлена на создание общего учения о генетических корнях мышления и речи. Задача - генетический анализ отношений между мыслью и словом. Критическому анализу были подвергнуты две теории развития речи и мышления: теория Ж. Пиаже и теория В. Штерна. Также в книге описаны два экспериментальных исследования: об основном пути развития значения слов в детском возрасте и о развитии научных и спонтанных понятий ребенка. В исследовании были установлены следующие факты: значения слов развиваются в детском возрасте, определены пути их развития. своеобразие пути развития научных понятий ребенка по сравнению с развитием его спонтанных понятий. раскрыта психологическая природа письменной речи, как самостоятельной функции речи и ее отношение к мышлению. в эксперименте раскрыта психологическая природа внутренней речи и ее отношение к мышлению. Проблема и метод исследования. Центральной проблемой исследования явился вопрос об отношении мысли к слову. Сознание представляет собой единое целое и психические функции связаны друг с другом в неразрывное единство. От древности и до настоящего времени проблема о связях мысли со словом разрешалась двумя путями: отождествление мысли и слова; разрыв между ними. Если мысль и слово совпадают, то отношений между ними быть не может. Второе решение также неприемлемо, т.к. мысль и слово изучаются отдельно друг от друга, а связь между ними представляется как чисто внешняя, механическая. Анализ психологических явлений может иметь две принципиально различные формы: анализ путем разложения сложных психических целых на элементы, которые по сути уже не содержат в себе свойств анализируемого целого; анализ путем разложения сложных психических целых на единицы, т.е. такие минимальные их составляющие, которые еще сохраняют в себе св-ва целого. Только такой анализ считается правомерным. В качестве единицы анализа связей между мышлением и речью "живой клеточки" предлагается слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Так как слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к целой группе предметов, т.е. является обобщением. Обобщение же, в свою очередь, является мыслительным актом. Первоначальная функция речи - коммуникативная, общение же необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Обобщение - вторая основная функция речи. Человеческое мышление отражает действительность обобщенно. Исходя из этого, предлагается рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Только такой подход дает возможность "каузально - генетического анализа мышления и речи". Ставится вопрос об отношении звуковой стороны слова к его значению: звук, оторванный от своего мыслимого значения, теряет специфику звука человеческой речи и становится просто звуком. Вопрос "о связи между интеллектом и аффектом": для мышления, как и любой другой деятельности, должны существовать свои мотивы, интересы и побуждения, неразрывно связанные с аффективной сферой. ............ |