Часть полного текста документа:Мышление о мышлении Александр Пятигорский, Владимир Калиниченко 1. Человек устраивается в мире и без философии. Помогает ли философия человеку устраиваться в мире? 2. Подумать о том, как мы думаем - не похоже ли это на историю с сороконожкой? 3. Как связаны мышление и память? Возможно ли мышление о памяти? 4. Не ужас ли - вспомнить всё? Что и где мы забыли? 5. В чем, собственно, причины возобновления разговора о мышлении и сознании, разговора, который не прекращается не один десяток столетий?.. Не происходит ли что-то с нами во время этого разговора - что-то, ради чего он возобновляется и ведется. Есть ли какая-то "прагматическая" составляющая этих причин, - скажем, что-то, что может выпасть в осадок для науки, или моделирования психических процессов? 6. Почему здесь используются топологические понятия и понятия времени, - ведь на поверхности видно, что смысл их существенно отличается от физических толкований? 7. Можно ли как-то идентифицировать то, что Вы имеете в виду, говоря о мышлении и сознании - с тем, что имеет в виду психолог или представитель "компьютерных наук"? 8. Когда говорят о мышлении или сознании, то естественным представляется относить эти вещи к человеку - пусть с учетом уровней бессознательного и т.п. Тогда в каком смысле - и главное: зачем - постоянно подчеркивается бессубъектный модус, в каком Вы берете мышление и сознание. Не стоят ли за этим какие-либо факты психической жизни или "измененных состояний сознания"? Мамардашвили М.К. Из "Бесед о мышлении". Можно сказать, что у мышления есть своя эстетика, что мысль безусловно связана с радостью, иногда с единственной радостью человека. "Что это значит?", "что это за состояние у человека и зачем оно вообще?" Мы многое делаем по принуждению, и часто то, что мы делаем, не зависит от нашего героизма или трусости. Но есть одна какая-то точка, в которой мы, вопреки всем силам природы или общества, можем хотя бы думать честно. Существует особое состояние пронзительной, томительной ясности, отрешенности и какой-то ностальгической, острейшей, кручинной или сладко тоскливой ясности. Это состояние может испытывать каждый. Во-первых, его трудно разъяснить и объяснить, а во-вторых, оно растворено в других состояниях. Такое состояние может возникать в ситуации неразделенной любви и испытывая его, мы естественно, отождествляем это с любовью, не отделяем одно от другого. Но тем не менее то, о чем я говорю, есть в этом состоянии мысль, а не любовь. Выразить этого ты не можешь, так как не можешь свое сознание о том, какова природа действий наблюдаемого человека, навязать другому, если он сам себя не понимает... И, может быть, именно с такой необратимой исполненностью и связана радость. Ведь слово имеет свою чувственную материю, оно несет чувственную радость... А мысль в этом плане находится в очень особом положении. Для разъяснения его необходимо говорить о совпадении. Я условно назову это коинциденцией. Если вы что-либо помыслили, это существует даже если кто-то другой уже это говорил. ... Если что-то помыслено вами - оно ваше, даже если это совпадает с мыслью другого человека, даже если это совпадет с мыслью великого мыслителя. ............ |