Часть полного текста документа:Н. П. Гиляров-Платонов - критик нигилизма (к 182-й годовщине со дня рождения) Сергей Лабанов, Москва Фигура Никиты Петровича Гилярова-Платонова (1824-1887) до сих пор остаётся в тени общественного внимания. А между тем он интересен как представитель русской академической философии, последователь славянофильства и замечательный критик нигилизма А также антинациональных, антигосударственных и антирелигиозных идей начала 1860-х годов в России, заключающихся в ненависти и нелюбви к своей собственной стране. Философ, богослов, экономист, педагог - вот основные сферы деятельности этого замечательного человека и учёного, о котором, к сожалению, сейчас редко вспоминают. Н. П. Гиляров-Платонов родился 23мая/4 июня 1824 года в семье приходского священника Петра Никитского. Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. Фамилия "Гиляров" была дана ему в академии, как это было распространено в то время. Она происходит от латинского слова, обозначающее радость, веселье, весёлый. Эту же фамилию получили и все его братья. Вторую же часть своей фамилии "Платонов" он присоединил после получения премии митрополита Платона (Левшина). По окончании курса в июле 1848 года Никита Петрович был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. В 1850 году возведён в степень магистра. В 1854-55 годах читал лекции по истории русской церкви в миссионерском отделении при академии. В 1855 году Гиляров-Платонов получает увольнение от церковно-училищной службы. Причины её до сих пор остаются неясными. По-видимому, главную роль сыграл донос завистливых коллег о неосторожных высказываниях Н. П. Гилярова-Платонова, критиковавшего преследования старообрядцев. Это было неуместно для преподавателя кафедры, задачи которой было именно обличение раскола. Кроме этого, на дворе был 1855 год, шла Крымская война, в ходе которой некоторые группы старообрядцев - липован, живших в низовьях Дуная, поддерживали турок, и в этих условиях любая критика действий властей могла расцениваться чуть ли не как государственная измена. Московский митрополит Филарет (Дроздов) вынужден был уволить Никиту Петровича, что, в итоге, и спасло его от многих неприятностей. И в дальнейшем митрополит Филарет всегда ценил и уважал Гилярова-Платонова, а тот считал владыку своим духовным отцом и учителем. Кроме этого, в тот же год он был уволен и стал служить на светской должности в Министерстве народного просвещения, борясь за распространение просвещения в народе. В 1856 году Никита Петрович становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 году назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения, а в 1863 году - управляющим Московской синодальной типографией. В 1857 году Гиляров-Платонов был командирован за границу для сбора сведений о заграничных учебных заведениях, в первую очередь еврейских раввинских училищах. С этой задачей мог справиться только Никита Петрович, во многом благодаря своему прекрасному знанию древнееврейского языка. Вскоре по возвращению в Россию Я.И. Ростовцев, председатель Комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлёк его к составлению "Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу". ............ |