Часть полного текста документа:Начало христианства в Армении По определению неисповедимых судеб Провидения, два владычества в одно время поколебались и исчезали на лице земли, владычество Римское, основанное острием меча, и владычество кумиров, водворённое или заблуждением, или разтлением человеческих страстей. Новая жизнь нужна была роду человеческому, умиравшему в цепях рабства и разврата. В стенах Рима свирепствовало тираны, желавшие, чтобы у рода человеческого была одна голова, и чтобы он мог отсечь её одним ударом меча своего. Сей адской ненависти надлежало противопоставить любовь небесную, и она поспешила в мир в лице Искупителя людей. Не отличая никого; не взирая на различие происхождений и внешнего величия человеческого, Евангелие возвестило, что каждый человек есть наш ближний, наш брат, и сим словом любви нераздельной скрепило общий союз рода человеческого. [4,230-231 с.] Во время Своего Вознесения Господь Иисус Христос посылает Своих учеников и Апостолов нести свет Христов всем народам, уча их всему, чему Он учил их во время Своего земного служения. "При наступлении дня Пятидесятницы", десятого дня по Вознесении Господа, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил дом, где находились" Апостолы и с ними все верующие (в числе 120 человек), " и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать". (Деян. 2, 2-4) Это был первый начаток Церкви Христовой. [2,7 с.] После того как Церковь утвердилась в мире, Она должна была стараться и мир подчинить Себе, ибо, уничтожив Свою собственную противоположность с миром, Она не могла более допусуать того, чтобы мир продолжал стоять в противоположности с Нею; следовательно Она должна была стараться присоединить к Себе мир, поставив его в зависимость от Себя, заставить его служить Себе. [3,1 с.] В нынешнем Закавказье, между Кавказом и Араксом, Черным и Каспийским морями, в древности находилось два царства: царство Грузинское, состоявшее собственно из Грузии, или Иверии, Колхиды, называвшейся иначе Лазиею, и Абхазии (хотя эти последние области нередко отделялись от первой и пользовались независимостью), и царство Армянское или, точнее, восточная половина этого царства, заключавшая в себе почти всю Великую Армению и Албанию (нынешний Дагестан), которые также нередко разделялись. С водворением в этих местах христианства явились здесь и две особые Церкви - Грузинская и Армянская. Необходимо сказать несколько слов о проповеди святых апостолов в Великой Армении, ибо, кроме святого Андрея Первозванного, общего, так сказать, апостола для всей земли Русской, Закавказский край удостоился слышать благовестие Христово и от других апостолов. По древним преданиям, сохраненным церковными писателями, Армению посетили с проповедью три святых апостолов: двое из числа двенадцати -, святой Варфоломей, святой Иуда Фаддей, называемый Левием, и один от семидесяти - святой Фаддей. [5,138 с.] Апостол Варфоломей был одним из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятию Святаго Духа святому Варфоломею выпал жребий идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. ............ |