ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Работу выполнила
Баранова Елена Анатольевна, студентка 6 курса
1 группы заочного отделения
факультета педагогики и психологии
Специальность – Педагогика и психология
начального образования
Научный руководитель
доцент, кандидат психологических наук Плисенко Надежда Викторовна
Работа защищена
С отметкой «________________»
Председатель государственной «Допустить к защите»
экзаменационной комиссии Заведующий кафедрой
____________________/ / ____________________/ /
«___»__________________2007 «___»______________2007
Шуя - 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Исторические и психофизиологические основы формирования гендерно ориентированного подхода к обучению и воспитанию
1.1. История начального образования в России
1.2. Психофизиологические основы учета половых особенностей учащихся
1.2.1. Основные подходы в объяснении половых различий в поведении
1.2.2. Анатомо-физиологические особенности полов
1.2.3. Половые различия в психических качествах
Выводы по 1-й главе
Глава 2. Педагогические особенности гендерного начального образования
2.1. Особенности гендерного обучения
2.2. Особенности гендерного воспитания
2.3. Обобщение опыта гендерного образования в современной России..
Выводы по 2-й главе
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на 10 лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан и, в первую очередь, девочек – будущих матерей, и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения.
При всей очевидности гуманистической направленности начатой правительством демографической программы успешность ее долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям женского и мужского поведения. Английское слово Gender широко используется в современной социологической литературе для разделения «биологического» и «социального» пола, формируемого в обществе посредством социально-культурного воздействия таких институтов, как семья, образование, СМИ, политика и др. Отечественные исследователи опираются в основном на такое определение гендера: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. ............