Введение
Косвенные налоги играют основную роль в налоговых системах различных стран, в том числе России. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы и необходимостью обеспечения стабильного доходного источника в бюджет. НДС является федеральным налогом.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992г. Законом РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в настоящее время этот закон признан утратившим силу). До 1992г. В России применялся налог с оборота, который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Развитие рыночных отношений в России, свободное ценообразование на основе спроса и предложения потребовало реорганизации исчисления и взимания налога с оборота. Потребность государства в стабильном налого-вом источнике средств бюджета предопределила введение в России НДС.
Налог на добавленную стоимость регламентируется гл.21 Ч. II Налогового кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).
Добавленной стоимостью является разница между стоимостью реали-зованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесен-ных на себестоимость и издержки обращения. Учитывается увеличение стои-мости на всех стадиях производства товаров (работ, услуг), налог вносится по мере их реализации.
НДС автоматически приплюсовывается к цене реализации и компенсируется посредством увеличения розничной цены товаров. Налог уплачивается конечным потребителем при покупке товара (работ, услуг), а также на различных стадиях производства и реализации товаров.
Налогоплательщики
В соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Налогоплательщиками не являются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (например, оказание бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию, и мойке автотранспортных средств; розничной торгов-ли, осуществляемой через киоски, палатки, павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. и др.).
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих представительств в Российской Федерации на основании письменного заявления.
Если у иностранных организаций имеется несколько подразделений на территории Российской Федерации, то они самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории Российской Федерации. Для этого иностранные организации письменно уведомляют налоговые органы.
На освобождение от уплаты НДС имеют право организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн.рублей.
Освобождению не подлежат организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары, а также осуществляющие ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению.
Если в течение периода, когда использовалось право на освобождение от уплаты налога, сумма выручки то реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих месяца превысила 2млн. ............