Часть полного текста документа:Налоговая деятельность - функция российского государства В.А. Рыбаков, Омский государственный университет, кафедра теории и истории государства и права В теории государства и права налоги традиционно воспринимаются как один из основных признаков государства. В настоящее время налоговую деятельность предлагается рассматривать как важнейшую функцию Российской Федерации. Предложение аргументируется тем, что налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи обеспечивают бюджет страны, финансовою основу государства. Действительно, доходную часть бюджета России налоги составляют почти 90 % [1]. Бюджет - это казна государства. И нет лучшего способа управлять обществом, как управлять с помощью денег. Регулируя и направляя потоки денежных средств, государство содействует развитию тех или иных областей хозяйства или, наоборот, сокращает или даже полностью сворачивает отдельные области деятельности. Финансы, по образному выражению, - это кровеносная система государства. Роль налогов высока не только в пополнении государственного бюджета, но и в регулировании общественных отношений. Они способствуют сокращению или росту производства, увеличивая тем самым число рабочих мест или создавая безработицу, содействуют или препятствуют инвестиционной деятельности, искореняют или стимулируют теневую экономику и т.д. Каково положение в сфере налоговой деятельности России? Сегодня наша налоговая система - ключевой тормоз экономического развития страны. Коэффициент собираемости налогов, скажем, за первую половину 1996 г. cоставил всего 65%, а доля собираемых налогов в ВНП составила 6,5% против 11% в 1995 г. [2]. Из 2,6 млн. зарегистрированных в стране предприятий исправно платили налоги в 1996 г. лишь 18%. Почти 800 тысяч из них не представляли государству никакой отчетности, находились "в розыске" [3]. В конце первого полугодия 1996 г. объем налоговых недоимок был выше 100 триллионов рублей, из них задолжность федеральному бюджету составила около 60 триллионов рублей [4]. Для покрытия текущих расходов правительство стало прибегать к выпуску краткосрочных облигаций (ГКО), выплачивая по ним высокие проценты (в 1993 - 1994 годах свыше 200%). Но средств, выручаемых от продажи ГКО, едва хватало на погашение ранее выпущенных облигаций, и Центральный банк стал печатать деньги. За шесть месяцев 1996 г. эмиссия в пользу бюджета составила более 50 триллионов рублей [4]. Положение в стране усугубляется тем, что от сбора налогов зависят кредиты Международного валютного фонда (МВФ). В феврале 1996 г. МВФ предоставил России кредит на сумму 10,2 миллиарда долларов в расчете на три года, по 330 миллионов в месяц, при условии сокращения бюджетного дефицита. Но уже в июле этого же года руководство МВФ заявило, что предоставление очередной части кредита откладывается в виду недобора налоговых поступлений в бюджет. Названные факты приводят в выводу о том, что сколько бы правительство не рассуждало об экономическом подъеме, - без разрешения проблемы налогов этого не произойдет. Необходимо менять нынешнюю налоговую политику. Она неэффективна и характеризуется тем, что: 1) не предсказуема, так как никто не знает, что будет с налогами через несколько месяцев; 2) похожа на шантаж по отношению к удачливым предприятиям; 3) провоцирует взяточничество для снижения налогов; 4) заставляет утаивать прибыль, поощряет наличный денежный оборот; 5) увеличивает ряды неимущих, поскольку разоряет предприятия; 6) не решает проблемы бедных, для которых не создаются на эти деньги рабочие места, не наращивается производство, а все элементарно проедается. ............ |