Введение
Налоговый контроль с переходом России к рыночной экономике осуществляется в довольно сложных условиях, которые вызваны рядом причин, именно: нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации контрольной работы налоговых органов, невыполнением обязательств по уплате налогов некоторой частью налогоплательщиков, что оказывает влияние на его организацию и действенность. В связи с тем, что осуществление налогового контроля играет важную роль в формировании налоговой составляющей доходной части государственного бюджета Российской Федерации, представляется необходимым определить пути дальнейшего его совершенствования.
Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и платежей в бюджет является необходимым условием нормального функционирования любой налоговой системы, обеспечения стабильности формирования доходной части бюджетов всех уровней. Как показывает практика, при низкой эффективности налогового контроля налогоплательщики не всегда своевременно и в полном объеме уплачивают в бюджет причитающиеся налоговые платежи. Это определяет поиск новых подходов к организации контрольной работы налоговых органов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 первой части Налогового Кодекса РФ налоговый контроль должен осуществляться налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов в пределах их компетенции. Но как подтверждает практика, проведение налогового контроля только со стороны государственных органов, перечисленных выше, не всегда достигает нужной цели.
Отсутствие самоконтроля налогоплательщиков за правильностью уплаты налогов иногда приводит к серьезным последствиям вплоть до банкротства организаций.
При наложении налоговых санкций у многих организаций надолго расстраивается финансовое положение. Поэтому в последние годы начинает получать развитие внутренний налоговый контроль в организациях, основной целью которого является обеспечение правильного исчисления и уплаты налогов с целью минимизации рисков по наложению налоговых санкций.
Принимая во внимание то, что коммерческие банки являются важнейшей составляющей финансово-кредитной системы России, обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора за их деятельностью со стороны Центрального Банка Российской Федерации, а также постоянного контроля со стороны Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Но помимо внешнего контроля важнейшим элементом повышения надежности и обеспечения качества работы коммерческих банков является организация внутреннего налогового контроля в самих банках.
Сфера организации налогового контроля в коммерческих банках в настоящее время недостаточно освещена в российской экономической литературе. Между тем практика осуществления налогового контроля в коммерческих банках и связанные с ним проблемы требуют более тщательного изучения этого процесса с использованием практического опыта экономически развитых стран, а также с учетом особенностей российского бухгалтерского и налогового учета (по налогу на прибыль) в банках и приемов ведения банковских операций.
Следует отметить, что существующие в настоящее время методики проведения налоговой проверки коммерческих банков недостаточно эффективны. ............