Налоговые проверки: совершенству нет предела!
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.07.2008 № 67 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь" (далее - Постановление № 67) внесены изменения в два очень важных нормативных акта этого ведомства:
- Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 (далее - Инструкция);
- Типовое положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.12.2001 № 136 (далее - Типовое положение).
Рассмотрим, что ожидает нас в связи с принятием Постановления № 67.
Изменения, касающиеся порядка организации и проведения рейдовых проверок
Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию, в значительной степени затрагивают порядок проведения рейдовых проверок, так как глава 16 данного нормативного акта "Порядок организации и проведения рейдовых выездных проверок" изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 19 Инструкции под рейдовой налоговой проверкой понимается проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.
Рейдовая налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов); производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг); хранением и перемещением товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Целью такой проверки являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия); сбор оперативной информации; проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.
Рейдовая проверка проводится только при наличии предписания на ее проведение и при условии предъявления проверяющими служебных удостоверений.
В случае проведения рейдовых проверок при невозможности определить наименование юридического лица либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя в предписании указывается место (территория) ее проведения.
Наиболее опытным работникам, имеющим стаж работы в налоговых органах не менее 3 лет, допускается выдача предписаний сроком до 1 месяца на проведение рейдовых проверок в пределах конкретного административного района, города (области). Начальникам (заместителям начальников) рейдовых отделов (управлений), а также работникам Министерства по налогам и сборам, непосредственно участвующим в проведении рейдовых проверок, допускается выдача предписаний сроком до 6 месяцев.
Согласно общим правилам проведения выездных проверок перед началом проведения рейдовой проверки проверяющие обязаны:
- представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям;
- информировать указанных лиц о начале выездной проверки;
- предъявить указанным лицам служебные удостоверения и предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись;
- внести необходимые сведения в книгу учета проверок и скрепить их подписью.
Исключение составляет случай, когда рейдовая проверка начинается с контрольной закупки. ............