Часть полного текста документа:Напольная мозаика "Нильский пейзаж" Ларионов А. И. Храм Фортуны Примигении в Пренестее (Палестрина) Мозаики Древней Греции и Рима не только обеспечили репертуарными прототипами и композиционными схемами целые пласты мирового изобразительного искусства, но на протяжении двадцати трех столетий оказывали огромное влияние на развитие политического и религиозного мышления, философии, литературы, театрального искусства. Интерес к наследию этого периода, к мастерству античных мозаичистов не угасает так же, как не тускнеют краски созданных ими мозаик. Изучение мозаичного наследия получило новый импульс в 1963 году, когда в Париже был проведен первый международный коллоквиум по мозаикам древности (CMGR I) и учреждена международная Ассоциация античных мозаик (AIEMA), призванная активизировать создание Свода (полного собрания) античных мозаик. В каждой стране, подвергшейся в свое время эллинизации и романизации, продолжаются археологические исследования памятников античности, в том числе и мозаичных; даже не слишком значительные провинции выпускают ежегодные альманахи по истории, в которых скрупулезно описываются малейшие свидетельства далекого прошлого. С сожалением можно заметить, что на русском языке крайне мало подобных исследований. Отчасти восполнить пробел могут помочь научные изыскания ученых разных стран1. Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко-римском мире являются мощения в технике opus barbaricum - напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII - VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э. Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии - Пелле, где созданы в этой технике самые выдающиеся произведения мозаичного искусства, в конце IV века до н.э. предпринимаются первые попытки имитировать или соотнести достижения живописи применительно к мозаикам. Это было время, когда художники-мозаичисты стремились "превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, что другие достигали тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать ковры, которые не изнашивались, и вводили в изображение даже игру теней и иллюзию глубины"2. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, то, начиная с раннего III века, она являются отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то, что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э.. Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цветоразделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум, относится к концу IV - началу III века до н.э.. Неведомо кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков почти кубической формы, но хорошо известно, что в короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру. ............ |