нарратив чехов автор герой
Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова "Студент"
Фигура автора в произведении по М.М. Бахтину - это иерархически организованное явление. Первичный автор как субъект эстетической активности извне оформляет события. Вторичный автор, выявляя себя в структуре и смысле художественного целого, совпадает с повествователем. Автор обладает избытком видения, он обнаруживается в тексте в предложениях, содержащих информацию, которую знает только он.
В рассказе А.П. Чехова "Студент" в ситуации диалога между автором и читателем основным субъектом является повествователь, преобладает прямое и объектное слово, и это дает нам право говорить о том, рассказ предстает в традиционном нарративе. Однако герой (Иван Великопольский) способен к рефлексии, что проявляется в несобственно-прямой речи, реализующей диалог между повествователем и персонажем. Эти признаки характеризуют нетрадиционный нарратив. Таким образом, рассказ "Студент" представляет комбинацию нарративов: традиционного и нетрадиционного.
В данном художественном тексте представлено разноречие автора, рассказчика, героя, каждый из которых обладает своим голосом, то есть определенной ценностно-смысловой позицией. Первый абзац рассказа начинается с речевой партии эгзегетического повествователя, описываемое предстает перед нами в прошедшем нарративном времени, о чем нам говорит, в первую очередь, употребление глаголов действия в форме прошедшего времени, совершенного вида: "протянул", "прозвучал", "стемнело" и др. (СВ требует ретроспективной точки отсчета). Здесь повествователь не имеет еще отдельной идеологической позиции, но обладает пространственно-временной. Такие фразы как "погода вначале была хорошая" (точка отсчета концептуального времени), а после – "но когда стемнело (…) подул ветер " дают нам право говорить о некоторой замкнутости пространства. Но описание, происходящее с этой пространственно-временной точки зрения, соседствует с наречием "некстати", что уже здесь делает очевидной двойственность точки зрения с которой ведется повествование – доминирование пространственно-временной с наличием психологической. Таким образом, кругозор экзегетического повествователя посредством дейктических элементов сужается до точки зрения героя, который в тексте еще не представлен. Пространственная перспектива разворачивается от общего к частному, то есть происходит сужение окружающего пространства.
Но в следующем эпизоде актуализируется внешняя по отношению к герою точка зрения – и здесь мы видим уже непосредственно самого героя, студента духовной академии Ивана Великопольского, видим, как он замерзший, с раскрасневшимся лицом идет лугом по тропинке. Данный эпизод предстает в классическом нарративе и представляет собой диалог между автором и читателем с посредником-повествователем, который и является основным субъектом речи. И вновь здесь кругозор эгзегетического повествователя начинает сжиматься до кругозора героя: обозначая пространственные границы, повествователь описывает только те окружающие детали, что способен видеть герой, находясь в данной точке пространства (событие рассказа). Герой вводится не с помощью описания внешности, автор сообщает лишь о том, что он студент и сын дьячка. ............