Нарский И. В. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.
Конспект
Введение
Столкновение противоположных мировоззрений, интенсивность теоретических споров, обилие течений и имен делают изучение философии XIX в. нелегким занятием, поэтому сосредоточим внимание только на действительно великих мыслителях. Классический немецкий идеализм – центральный объект исследования в книге.
Классическая идеалистическая диалектика в Германии в определенном смысле возродила принципы рационализма, была осмыслена просветительская традиция. XIX век в философии унаследовал от французского материализма веру в прогресс и разум, затем поднятую на уровень социальной науки Марксом и Энгельсом. С другой стороны, многие философы второй половины XIX века прониклись иррационализмом и субъективизмом, мыслители занялись субъективистскими интерпретациями классической философии, образовывая все новые учения с приставкой «нео». Соответствующие новые формы приобрела борьба идеализма и материализма.
Т. о., XIX в. в философском отношении не составляет единой картины.
Иммануил Кант
Истоки классического немецкого идеализма. Четыре великих классика немецкого идеализма конца XVIII – первой трети XIX в. – Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. В идеологии немецкого просвещения компромиссность выразилась в склонности сведению всех политических и социальных проблем к нравственным. В творчестве классиков компромисс получил выражение в виде различных истолкований соотношения между «сущим» и «должным».
Отчасти их идеализм был регрессивным, так как все они выступали против материализма. Но попятное движение к идеализму вскрыло существенные недостатки старого материализма, но противопоставили метафизическому методу французских материалистов идеалистическую диалектику.
Классический немецкий идеализм существенно расширил поле исследуемой проблематики, претендуя на энциклопедизм.
Зачатки классического немецкого идеализма имеются уже в творчестве Канта, который работал, когда во Франции происходила идеологическая подготовка буржуазной революции, идеи Руссо владели умами Европы, а в Германии влияние имело лит. движение «Бури и натиска». кант принял просветительские ценности человеческого разума и достоинства, став врагом феодального мракобесия и нравственного оскудения. Но он стал сдерживать бег просвещения мотивом самоограничения. Кант считал, что живет не в просвещенный век, а в век просвещения, а до реализации идеалов Просвещения в реальной жизни еще далеко.
Жизнь Канта. И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, был сыном скромного седельного мастера, окончил университет, 9 лет работал домашним учителем. Ы 1755 г. начал читать лекции по метафизике и многим естественнонаучным предметам, был помощником библиотекаря при королевском замке. Профессорскую кафедру логики и метафизики получил только в 46 лет. Слабое от рождения здоровье он укреплял четким распорядком дня. В 1794 г. был избран в члены Российской академии наук.
Широкую известность обрел только в последнем десятилетии XVIII в. Кант умер в 1804 г.
Вехи творчества Канта. I. Докритический период (1746 – 1770).
II. 1770 г. – начало «критического» периода в его философии.
1781 г. вышел «Критика чистого разума» - главный гносеологический труд канта. ............