Часть полного текста документа:Наследие Запада Митрополит Питирим (Нечаев) Эпоху третьего синтеза, связанную с началом царствования Петра I и охватывающую XVIII - XIX вв., невозможно рассматривать без понимания тех духовных, социально-экономических и политических процессов, которые произошли в Западной Европе и сделали ее такой, какой она вошла в контакт с Россией уже с середины XVII столетия. Как русская культура сформирована Православием, без которого ее невозможно понять, так для понимания культуры Запада необходимо учитывать определяющее влияние на нее западного христианства. Судьба христианской Церкви по-иному складывалась в Западной части Римской империи по сравнению с восточной. В то время как в Восточной Римской империи существовало несколько древних апостольских кафедр, являвшихся своеобразными центрами духовного притяжения, то на Западе апостольская кафедра была всего одна - в Риме, где в первые века Церкви были массовые мучения христиан. В результате этого авторитет римского епископа был очень высок. После разорения Рима варварами Западная Римская империя долгое время пребывала в состоянии раздробленности. Значение римского первосвященника еще более возросло в связи с тем, что только его духовная власть объединяла разрозненную Европу. Одним из высших достижений античной римской культуры было римское право. Администрация, способность управлять - это то, в чем римляне проявили наибольшие дарования. Эта сфера была унаследована и Западной Церковью. В то время как восточных византийских богословов в большей степени интересовали глубокие мистические вопросы, западное богословие преимущественно сосредоточивалось на проблемах практической дисциплины и организации. Слияние и сосредоточение в одних руках духовной и светской власти - одна из важнейших особенностей Римской Церкви. Это сказывается даже в атрибутике. Если отличительным знаком православного епископа является панагия - образ Божией Матери, который носят на груди, - то знак католического епископа - перстень, символ феодальной власти, землевладения. Епископами Католической Церкви, действительно, часто становились наследники феодалов. Дело в том, что на Западе в наследовании господствовал принцип майората, по которому имение переходило к старшему сыну. Младшие сыновья, вынужденные искать себе применения, зачастую избирали духовную карьеру, не имея к этому никакого призвания и в душе оставаясь феодалами. Юридическое представление о сущности власти римского первосвященника привело к утверждению, что он - наместник апостола Петра на римской апостольской кафедре и глава всей христианской Церкви. Восточная Церковь с самого начала признавала богослужение на национальных языках, тогда как на Западе существовало мнение, что в богослужении приемлемы только три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Богослужебным языком католической церкви была латынь, язык абсолютно чуждый заселившим к середине первого тысячелетия н.э. Европу варварским племенам. Для культуры это явление дало и некоторые положительные результаты. Оно явилось причиной, с одной стороны, раннего развития не связанной с Церковью литературы на национальных языках, а с другой - разделения, разграничения отдельных сфер знания. ............ |