Часть полного текста документа: ...ТО БЫЛ РОССИИ КЛИЧ! Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными. Зрождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они "разветвились" на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные. На Древнем Востоке - в Вавилоне, Индии, Египте - жрецами исполнялись религиозные храмовые песнопения в честь богов. Примером религиозных гимнов, которые воспринимались как отклик на зов Бога, могут служить псалмы Ветхого завета. В античной Греции гимны во славу Аполлона или героев пелись хорами или же соло в сопровождении лиры, С III - IV вв. н. э. известны уже и христианские гимнические псалмы, многие из которых приписываются "отцу церковной музыки" Амвросию Медиоланскому (ок. 340 -397 гг.), одному из величайших деятелей западной церкви. В католических и протестантских церквах все верующие под звуки органа пели хоралы. Христианские гимнические песнопения в средние века играли роль позднейших государственных гимнов. Польские рыцари перед битвами пели "Богородицу"; чешские гуситы отразили пять крестовых походов в 1420 - 1431 гг., вдохновляясь своими протестантскими гимнами; "Марсельезой" Крестьянской войны 1524-1526 гг. в Германии назвал Ф. Энгельс хорал Мартина Лютера "Господь - твердыня наша", с которым немцы шли в сражения и в период наполеоновских войн. Большинство европейских гимнов ведет начало со второй половины XVIII -первой половины XIX в., т.е. со времени образования современных наций. Разные гимны создавались на неодинаковой основе, несли разные идеи и вызывали различные эмоции. Лирическая чешская песня "Где Родина моя" (1834г.) воспевала любовь к прекрасной уютной Чехии, "Марсельеза" (1792 г.), "Еще Польша не погибла" (1797 г.), "Гимн гарибальдийцев" (1848 г.) звали к защите страны, бельгийский революционный "Брабансон" (1830 г.) призывал отдать свое сердце и кровь дорогой матери - Бельгии, русский гимн "Гром победы" (1791 г.) давал радость, неустрашимость и гордость за державу; идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн "Правь, Британия!". Часть гимнов создавалась на основе мелодий, близких к молитвенным,- например, английский "Боже, храни короля", русский "Боже, царя храни", часть была военными маршами, например, "Королевские марши" Испании и Португалии. Гимны монархий обязательно прославляли царствующих государей-венценосцев. Иногда одновременно несколько национальных песнопений считались государственными (в XIX в. в Великобритании, Венгрии, США). Некоторые же страны даже в конце XIX в. не имели гимнов (Китай, Корея, Люксембург). В Османской империи для каждого нового султана составлялся новый военный марш. Тунис в конце XIX в. имел 15 (!) государственных гимнов-маршей. Старейшим национальным гимном (1568 г.) считается революционный нидерландский "Вильгельмус ван Нассауве". Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы. ............ |