Часть полного текста документа:Научно-технический прогресс и проблемы цивилизации (радиоактивность) В. М. Жуковский Открытие в последние годы XIX века явления радиоактивности произвело огромный переворот в научном мировоззрении, по существу ознаменовав революцию в физике, поставило перед жизнью и техникой принципиально новые практические задачи, раздвинуло невиданные горизонты негаданных возможностей. Благодаря открытию радиоактивности человечество получило новый мощный источник энергии. Мысли и судьбы людей, живших в XX и живущих в веке XXI, в значительной мере формировались под влиянием этого открытия. Несомненно, оно будет оказывать глубокое влияние и на следующие поколения. Прежде всего, это грандиозный рывок в области фундаментальных наук: углубленное понимание строения материи, проникновение в микромир, создание квантовой механики и теории относительности, понимание единства всего материального мира во Вселенной, единства фундаментальных взаимодействий, объединяющих микро- и мегамир, живое и косное вещество. Не менее значимы прикладные, технические аспекты. К сожалению, обнаружив, что радиоактивные элементы 235U и 239Pu могут быть мощными малоразмерными источниками энергии, человечество прежде всего подумало о бомбе и немедленно свою задумку реализовало. Затем были созданы реакторы для атомных подводных лодок и лишь в последнюю очередь появился так называемый мирный атом, когда начали строить и эксплуатировать АЭС, применять источники ионизирующих излучений для дефектоскопии и в медицинских целях. Наконец, следует отметить социальные аспекты. Человечество, получив в свое распоряжение результаты нового открытия, ведет себя как малый ребенок, которому подарили новую игрушку - он ею размахивает, всем показывает, испытывает в разнообразных условиях, развинчивает и разбирает. Последствия таких действий далеко небезопасны. Еще в незапамятные времена человек овладел огнем, что сыграло, несомненно, прогрессивную роль в его развитии. Он научился плавать через океан, летать в воздухе, ездить по железной дороге и в автомобиле и многому-многому другому. Но вспомните, что это стоило человечеству, и какие "суммы" оно продолжает выплачивать по этим счетам! Очень схематично обратим внимание на некоторые "особые точки" XX века, определяющие социальное миропонимание человечества. Вначале они носили сугубо конфронтационный характер: Американские атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки 6 и 8 августа 1945 года). С военной точки зрения, это не имело смысла, но было акцией устрашения (как вы думаете, кого пугали?). Ядерная гонка США, Англии, Франции - СССР. У нас - создание инфраструктуры атомной промышленности - любой ценой. К 1953 году и "у нас" (А. Д. Сахаров) и "у них" (Э. Теллер) уже имеется термоядерное оружие. Массовые испытания ядерного оружия. Параллельно создаются средства доставки - межконтинентальные баллистические ракеты. Когда цель достигается любой ценой, то цена непомерно велика. В это время уделяется огромное внимание не только технике, но и подготовке специалистов по системе "Физтеха". Физики в почете: "Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне..." [Слуцкий, 1977]. В общественном сознании появляется представление "о двух культурах" [Сноу, 1985]. ............ |