Содержание
Введение
1. Специфические формы знания
2.- Формы вненаучного знания
3.-Обыденное, игровое, личностное знание и его особенности
4. - Народная наука как этнонаука
5.- Характеристики девиантного и анормального знания
6.- Знание и вера
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной контрольной работы является рассмотрение научных и вненаучных знаний.
Если научные знания подтверждаются какими-либо фактами, законами и т.д., то вненаучное знание, наоборот, не формализуется и не описывается законами и не имеет точных разъяснений.
Поэтому, задачи данной работы будут следующими:
1.- рассмотреть специфические формы знания;
2.- узнать разновидности вненаучных знаний;
3.- выяснить, что такое обыденное, игровое, личностное знание. Рассмотреть их особенности;
4.- познакомится с понятием этнонауки;
5.- изучить характеристику девиантного и анормального знания;
6.- рассмотреть понятие веры, соотношения знания (разума) и веры. Узнать об отношении различных философов к религии.
1. Специфические формы знания
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно".
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания , признаваемого в качестве научного , например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания , объединяются общим понятием- эзотеризм.
2. Формы вненаучного знания
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
• донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
• паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. ............