Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ им. В. В. Куйбышева)
Инженерно- экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Концепция современного естествознания
Тема: Наука, ее структура, происхождение и роль в обществе
Специальность Начальное образование группа 3.1П СП б
Студент (Ф.И.О., подпись) Ермошина Лилия Асхатовна
Руководитель (Ф.И.О., подпись) Коломиец С.А.
Владивосток
2010
Содержание
Введение
Общие модели развития науки
Кумулятивная модель
Логический позитивизм
Фальсификационизм
Эпистемологический анархизм
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революции в науке (теория парадигм)
Методология исследовательских программ И. Лакатоса
Заключение
Список литературы
Введение
Нет сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и тому подобное. Развитие это оказывается неравномерным: с «равным» ритмом, причудливым переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний, с «обвальным» эффектом внедрения в тело науки сумасшедших идей, перечеркивающих за непостижимо короткое время складывающиеся веками картины мира.[1] Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход ее становления, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.
Под закономерностями развития науки понимаются устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Закономерности развития науки существуют в виде возможностей, потенций. В одних ситуациях более рельефно проступает одна закономерность, в других — другая.
Важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Изобретение таких приборов как телескоп и микроскоп, гигантски расширило познавательные возможности человека и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы.
Ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации. Интеграция естественно-научного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах:
- в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин;
- в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук и т.д.
Общие модели развития науки
До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.
В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. ............