Часть полного текста документа:Наука и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении Платонова Э.Е. По мере того, как человек понимал единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, развития и умирания, человек видел в природе, у животных, и в своей жизни. Эту цикличность он и положил в основу своего первого представления о мире. Цельность сознания и единство всего окружающего, упорядоченного, переходящего от малого к большему и от большему к малому, внутренняя взаимосвязь самого малого с самым большим, развилось в систему научных взглядов. Цикл в сознании человека ассоциировался с кругом, потому что, как и круг, он заканчивался с того, с чего и начинался. Возвращение к своему началу и, проходя определенный этап, который ассоциировался со смертью, заканчивалось обновленным состоянием и продолжением вновь и вновь следованию по тем же ступеням, возвышаясь к некоторому идеалу и совершенству. Концепцию мира, подобного шару, состоящего из различных сфер (невидимых шарообразных оболочек), возвышающихся, и по мере этого возвышения утончающихся, очень долго принимали философы античности как единственную концепцию мироздания. Эти представления об устройстве космоса положили начало науке и искусству. Наиболее полно концепция развития космоса и сфер изложена у Платона в диалоге "Тимей" (см. Приложение 4). Элементы, которые составляли цикличность, а также и вообще любые смысловые основы каких-либо взглядов человека - нечто такое, за что человеческий ум мог бы зацепиться, опереться, как о некоторую твердыню в своем сознании, стали называться символами. Эти элементы, заключающие в себе некоторый смысл, как составляющие систему взглядов воззрения на мир, что мы теперь называем мировоззрением, воспринимались человеком как носители того мира, частью которого являются. Греки пришли к удивительному заключению о мире - любой малый его элемент несет в себе все качества большого, частью которого является сам. Так ученые начинали исследовать какую-либо малую часть, полагая, что исследуемый элемент расскажет все о том, частью чего он является. Философы строили свои гипотезы об устройстве мира и при этом исследовали малые частицы. Возникновение геометрии, позволяющей создавать условные модели мира, было основано на таком отношению к миру. В этих рассуждениях об устройстве мира человек впервые начал абстрактно мыслить, прибегая к условному чертежу. Изучая мир, ученый пытался найти аналоги из того, что его окружает. Но в полной мере это его не удовлетворяло - он искал совершенный элемент. И вновь прибегнул к имитации - он попытался начертить ее на земле. Великие науки геометрия и знаковая наука арифметика - это имитации, более того абстрактные имитации мировых процессов с условным языком, которые лишь отчасти повторяют свой оригинал, потому что из-за своей необъятности и множественности проявлений не позволяли ученым рассматривать их целиком во всех ипостасях одновременно. Во времена античности поэтому так близко было искусство с наукой. Искусство было призвано, так же как и наука, повторять желаемый облик. ............ |