Часть полного текста документа:Наука и общество с позиций теории самоорганизации Кузьмичева Женни Александровна, доцент кафедры философии ЯГПУ, кандидат философских наук Темой данной статьи будет являться рассмотрение взаимодействия науки и общества. Вопрос этот характеризуется достаточной многогранностью, мы попытаемся обратиться лишь к некоторым его аспектам, опираясь на основные положения новой парадигмы. С появлением теории самоорганизации в научном познании сформировалась новая парадигма, новое "нелинейное" мышление. Оно исследует мир как совокупность сложных многокомпонентных, открытых систем, нелинейных, необратимых, неравновесных. В таких системах под влиянием внешних флуктуаций и внутренних противоречий может сложиться кооперативное, упорядоченное, когерентное, самосогласованное движение, ведущее к самоорганизации системы, к образованию новых структур, названных И.П.Пригожиным "диссипативны-ми"[1]. Хаос, беспорядок, случайность рассматриваются как объективный этап в процессе развития системы, как источник порядка, как конструктивное начало[2]. Новая парадигма по-новому оценивает роль субъекта в сложно организованных системах. Человек в них приобретает особую значимость. По словам Пригожина, он становится реальной силой истории не только в массе, но и лично. В мире, основанном на нестабильности и созидательности, человек опять оказывается в самом центре законов мироздания. Человеческая деятельность - это сила, работающая против энтропии, вызванная творческим усилием человека. Человеку принадлежит функция устранения неопределенности системы, установления порядка. Мир не поддается описанию одной истиной. Наука может навести мосты и примирить противоположности, не отрицая их[2]. Особая роль в развитии социальной системы, по мнению Пригожина, должна принадле-жать системе ценностей, которой руководствуется человек. Она должна стать тем кодом, который помог бы удержать социальную систему на некоторой линии развития[3]. Осознание включенности человека в само тело научного знания должно служить преодолению дегуманизации естественно-научного знания и выросшей на этой основе контраверзы сциентизма и гуманизма[4]. Таким образом, если мир состоит из самоорганизующихся систем, а человек - важный компонент системы, его действия, его деятельность приобретают особую значимость в развитии нестационарного мира. Впечатляющими сегодня являются достижения в области социальной психологии. Возможность глобального влияния на личность человека, его психические функции, его разум, возможность управлять процессом воспитания и образования давно стала действительностью в философии и психологии. Еще Г.Башляр утверждал необходимость неаристотелевской системы обучения - завершать развитие мозга ребенка в виде открытой системы как системы открытых психических функций. Для этого нужны неаристотелевские воспитатели, обладающие способностью меняться в ходе занятий, способные учиться обучая, независимо от уровня своей образованности. Человеческая психика должна быть постоянно озабочена делом существенно изобретательским - работать над открытием нового для себя[5]. Благодаря рассмотрению психики как открытой неравновесной, нелинейной системы, подверженной влиянию флуктуаций внешней информации, воздействующей на подсознание, рационально объяснима возможность изменять сознание человека. ............ |