РЕФЕРАТ
по курсу "Естествознание"
по теме: "Наука и религия в жизни современного общества"
1. Понятие науки
Наука — это:
1. особая система знаний о природе, обществе, человеке;
2. особый вид деятельности человека, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;
3. система специфических организаций и учреждений.
Научное знание отличается от обыденного тем, что оно имеет цель выявить суть явления, причины и закономерности его проявления. Научное знание требует специальной подготовки и применения особых методов познания. Ему соответствует точность, строгая определенность. Обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи.
Функциями современной науки являются:
культурно-мировоззренческая (познавательная);
в современных условиях наука так тесно связана с производством, что выполняет непосредственную функцию производительной силы общества;
катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;
социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими (использование научных исследований для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития). Следует подчеркнуть ведущую, роль науки в единой системе "наука-техника-производство", что связано с превращением ее в производительную силу общества. Научная деятельность предполагает свободу творчества, нравственную ответственность ученого за последствия осуществленного им открытия.
Развитие научных знаний идет двумя магистральными путями:
первый — накопление научных знаний,
второй — развитие самого метода получения научных знаний.
На каждом историческом этапе наука суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в научную картину мира. Научные результаты не перечеркиваются дальнейшим развитием знания, они переосмысливаются, уточняются, или могут служить толчком к созданию более адекватной системы знаний: Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида памяти. человека, ёе называют "социальной памятью".
Необходимо отметить, что на каждом этапе развития науки познание использует определенную совокупность познавательных форм.
Познавательные формы — это категории и понятия, методы и принципы объяснения, т. е. то, что представляет стиль мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение, как способ получения знания. Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство анализа, направляющего мышление на поиски простейших, неразложимых элементов. Характерной чертой современной науки является системный подход к решению проблем, основными понятиями которого являются: целостность, структура, самоорганизация и т. д.
Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода.
2. ............