Часть полного текста документа:Наука о жизни и учебные пособия нового поколения Жданова Т. Д. Мы приглашаем вас войти в мир удивительных знаний о живом - в серию виртуальных учебных пособий по биологии, материалы которых представлены на страницах данного портала в рубриках "Зоология" и "Готовимся к уроку биологии". Это не просто сборники разнообразных фактов, которые не слишком хорошо известны педагогам и учащимся и полезны для самообразования и подготовки рефератов. Специально подобранными материалами по разнообразной тематике мы пытаемся дополнить недостающие звенья в учебной программе по биологии, чтобы у вас, педагогов и учащихся, постепенно выстраивалась непрерывная цепь знаний о единых законах живой природы. Еще столетие назад великий российский педагог К.Д. Ушинский писал:"При распределении предметов преподавания в общеобразовательных учебных заведениях должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося, в ее цельности, и ее органическое постепенное всестороннее развитие. Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в один светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться и пополняться". Знания, например по зоологии, которые дают в учебных заведениях, к сожалению, односторонни и основаны в основном на общих, "сухих" понятиях анатомии и физиологии организмов. Вне рассмотрения остаются представления о целесообразности, совершенстве, уникальности систем организма каждого вида животных. За пределами учебников находятся и знания о сенсорных системах; о живых "приборах"; о потоках внешней и внутренней информации (биоинформатика); о системах организации и управления процессами жизнедеятельности живых существ (биокибернетика), а также о таких смежных с зоологией науках, как зоопсихология и этология. А они изучают психическую деятельность, поведение животных в естественной среде обитания (этология) и в экспериментах (зоопсихология). Психика животных позволяет им ощущать и воспринимать окружающий мир, а поведение - адекватно реагировать на любые воздействия и осуществлять определенную программу жизнедеятельности. Учебные программы по зоологии не касаются, несомненно, важных вопросов этих научных направлений - об удивительной многогранности, сложности, целенаправленности инстинктивных и приобретенных, индивидуальных и общественных поведенческих проявлений. В результате у учащихся формируются примитивные представления о природе и психической деятельности живых существ, они воспринимаются как биороботы. Вышеуказанные области знаний освещены в той или иной степени в многочисленной научной и научно-популярной литературе. В тоже время сугубо научная литература в основном слишком сложна для восприятия и педагогов и учащихся, а огромное количество научно-популярных изданий, насыщенных разноплановой информацией, в силу своей бессистемности не предназначено для учебного процесса. Поэтому и возникла необходимость осуществить синтез знаний по данному направлению и создать целую серию учебных пособий нового поколения с учетом вышеуказанных проблем образования, материалы которых представлены на страницах данного портала. Материалы пособий по биологии (составлены Ждановой Т.Д.) предназначены для введения в учебный процесс важной информации, раскрывающей удивительную по своей целесообразности совокупную целостность физических и психических проявлений в мире животных. ............ |