Научная работа на тему: «Наука в условиях культа личности И.В. Сталина (1930–1950-е годы)»
Введение Тема науки всегда была и будет актуальна. Ведь без науки человечество застряло бы в своем развитии где-нибудь в Средневековье, а то и еще раньше. Эта тема вызвала у меня большой интерес. Ведь времена культа личности И.В. Сталина по праву считаются противоречивыми. Благодаря его усилиям некоторые направления в науке получили небывалый рассвет и развитие. Но наряду этим, неугодные ему отрасли науки пришли в полный упадок благодаря его негативному отношению. И.В. Сталин был известен своими жестокими методами, с помощью которых он добивался поставленных перед собой целей. Очень много людей пострадало от его деяний. Но не смотря на все это, без Сталина не было бы того развития науки, которое мы имеем сейчас. Именно в этих противоречиях я и попытаюсь разобраться в своем реферате. Целью данной работы является: узнать, как развивалась наука в условиях культа личности И.В. Сталина.
Объектом исследования является правление Сталина, а его предметом являются планы по усовершенствованию в области науки, основные события того времени.
Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
1. Узнать, что предпринял Сталин, чтобы сделать Россию более образованной страной. 2. Узнать, как расцвела, или наоборот, пришла в упадок, наука при Сталине. 3. Узнать, какие действия хотел предпринять Сталин по усовершенствованию российской науки. 4. Узнать, как наука вошла в общество при Сталине. 5. Узнать, какие отношения были у Сталина с учеными. 6. Выяснить, как Сталин препятствовал развитию неугодных ему отраслей науки.
Сталинская идея «онаучивания» советского общества
Перед Сталиным всегда стояла проблема, как обеспечить нацеленность советского общества на научно-технический прогресс, технологическое совершенствование – иначе сомнут. Поэтому им был разработан план, говоря словами М. Петрова, «онаучивания» советского общества. План этот, скорее всего, осознавался Сталиным интуитивно и, конечно, нигде не был опубликован, но анализ действий Сталина позволяет заключить, что он действовал не случайным образом. План этот включал несколько компонентов.
1. Сталин сделал стабильную валюту, так что стало выгодно деньги копить, инвестировать, а не тратить. Нормы выработки рабочих повышались, что обеспечивало стабильность рубля. Необеспеченные же доходы интеллигенции изымались с помощью облигаций государственного займа.
2. Необходимо было вовлечь в науку весь народ, заставить его осознать, что только инновационная активность, творчество дают истинное наслаждение. В последующем эта идея была наиболее полно сформулирована М. Петровым в виде его предложения «онаучивания» народа.
3. Надо было сделать науку независимой от промышленности, иначе наука быстро превратилась бы в придаток последней, и это доказал опыт послесталинского развития СССР.
4. Необходимо было создавать мощные «научные кулаки», и это решалось путем создания научных городков, что на десятки лет предвосхитило то же решение, предложенное в США в виде университетских лагерей или кампусов.
5. Необходимо было создать механизм давления на директоров социалистических предприятий, стимулирующих их к поиску инноваций, и это было сделано в виде планов по снижению себестоимости продукции.
6. Ученые должны были стремиться к внедрению своих достижений, поскольку только тесная работа с промышленностью позволяла им увеличить финансирование своего направления.
Поэтому при Сталине из-за наличия плана по снижению себестоимости и постоянного снижения зарплаты рабочих вследствие ежегодного пересмотра норм выработки директора предприятий искали новые технические решения сами. ............