1. образовательная: формировать умение различать не - частицу, приставку, корня, условия выбора слитного и раздельного написания.
2. развивающая: развивать речь учащихся с использованием слитного и раздельного написания – не.
3. воспитательная: воспитание любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: 1) Учебник русского языка под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская.
2) карточки для заданий.
1. Орг. Момент
1. ОРГ момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Разминка.
Перед вами лежат листочки, напишите Фамилию, имя и вариант.
Диктант на листочках (2 варианта) пишут на листочках, с последних парт на первую передают.
1 вариант: искусный, миллиард, баснописец, жизнеописание, солнцепек, северо-запад, превосходство, восхищение, шимпанзе, какаду, желе, трамвай, атташе, леди, метро.
2 вариант: искусство, миллион, зверовод, дружелюбный, зерносклад, юго-запад, преклонение, уважение, фламинго, колибри, безе, троллейбус, маэстро, мисс, такси.
3. Подводка к теме (чтение параграфа 43, стр. 100) . схема на доске.
Обратите внимание на схему, которая на доске. Запишите ее в тетрадь, можно ручкой другого цвета. Приложение внизу.
4. А сейчас послушайте стихотворение-шутку
а) Взять на заметку сущ. с НЕ:
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение? Но кругом было тихо – тихо, И во всем была разбериха И на взрачной клумбе у будки, Голубые цвели забудки И погода стояла настная И гуляла собака счастная И,виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазную лужу. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа, А из школы, взявшись под ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна – смеяна, Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. (по Б. Заходеру)
б) Понятно ли содержание?
г) Почему так звучит стихотворение?
д) Записать существительные, которые не употребляются без НЕ из текста стихотворения. Ребята, сейчас я вам еще раз прочитаю стишок, а вы слушайте внимательно.
Все ли значения слов вам понятны?
Несуразный - нелепый, несообразный
Недотепа - неуклюжий, неловкий и недалекий человек
Неряха - грязный человек, не следит за собой.
Недоумение- состояние нерешенности, сомнения.
Недотепа- неуклюжий, неловкий человек.
5. А теперь отгадаем загадки, только не выкрикиваем, руки поднимаем. Записывают в тетрадь.
Загадки (Как напишем НЕ с существительным?)
Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает
Не море, не земля, а кораблям плавать нельзя
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь.
Попробуйте составить загадку.
6. А теперь давайте запишем пословицы: как вы ее понимаете? как напишем не с существительными
1. Не место красит человека, а человек место.
2. Неправдой не проживешь.
3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
4. Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет.
5. Недруг поддакивает, а друг спорит.
Молодцы!
7. Д.З. ............