Часть полного текста документа:Неизвестное сочинение Генделя Ю.С. Бочаров "Слава в вышних Богу!" - этими словами, как известно, открывается одна из важнейших частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и Бетховен. А можно ли представить в этом ряду Генделя? Согласитесь, вопрос этот способен поставить в затруднительное положение даже профессионального историка музыки. Действительно, вроде бы Гендель писал какие-то сочинения на латинские тексты, но полных циклов католических месс за ним никогда не числилось. И все же, вооружившись соответствующим томом Систематического указателя произведений композитора, в его творческом наследии можно обнаружить сочинение под названием Gloria для нескольких вокальных партий и оркестра, написанное примерно в 1740 году и кодифицированное составителем данного указателя немецким исследователем Б. Базельтом как HWV 245. Но вполне вероятно, Гендель обращался к этому тексту как минимум еще раз, причем гораздо раньше. Во всяком случае, не далее, как в прошлом году Председатель Генделевского общества в Гёттингене, профессор Гамбургского университета Ханс Йоахим Маркс сообщил о сделанном им открытии: просматривая манускрипты, хранящиеся в библиотеке Королевской Академии музыки в Лондоне, он обнаружил в одном переплете с различными генделевскими ариями доселе неизвестное (причем абсолютно законченное) сочинение композитора на текст Gloria, написанное для солирующего сопрано в сопровождении струнных. И открытие это было столь неожиданным для самого исследователя, что, он сравнил его с "ярким лучом света с Небес", подчеркнув, что подобные удачи в жизни музыковеда-историка случаются не чаще, чем один-два раза в жизни. Несмотря на то, что найденная рукопись не является подлинным автографом Генделя, сам Х.Й. Маркс, а также целый ряд известных ученых, изучающих творчество Генделя (М. Талбот, К. Прайс, Дж. Робертс и др.), однозначно идентифицировали это неизвестное сочинение как работу Генделя, относящуюся ко времени его пребывания в Италии (1707-1709). Обнародование этих результатов вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие газеты Запада поместили сообщения о находке на первых страницах, подчас даже не удосужившись ознакомиться с партитурой. Так, например, знаменитая "Нью-Йорк Таймс" первоначально назвала Gloria хоровым произведением. Но и музыканты старались не отставать от журналистов, сравнивая вновь найденную вещь как минимум с "Мессией". А Николас Макгеган, под руководством которого две части из Gloria впервые прозвучали 15 марта 2001 года в Лондоне, а все сочинение целиком было исполнено на Гёттингенском генделевском фестивале 3 июня 2001 года, сравнивал эту находку с обнаружением гробницы Тутанхамона. Впрочем, теперь, когда страсти уже несколько улеглись, когда Gloria прозвучала в различных европейских странах и в США, была записана на несколько компакт-дисков, а ее партитура опубликована издательством Bдrenreiter, можно уже более трезво оценить данный феномен. Найденное сочинение представляет собой многочастную сольную кантату, написанную на канонический латинский текст. В музыкальном отношении сочинение это довольно эффектное - с яркими темами, сильными контрастами аффектов между частями и исключительно виртуозной партией солирующего сопрано, особенно в заключительном разделе (Cum sancto spiritum). ............ |