Асп. Дзгоев Т.В., проф. Джанаев Х.Г.
Кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности.
Горский государственный аграрный университет.
Всероссийская государственная налоговая академия
Определено влияние социальной борьбы и арийской идеологии на становление и развитие «классических» религий.
Если взять за основу постулируемое всеми религиозными учениями положение о том, что они отражают и являются носителями вечной истины, то эта истина должна быть незыблемой, раз и навсегда данной. Религия призвана отражать истину. Именно это декларируют все без исключения «классические» религии: иудаизм, христианство, зороастризм, буддизм, ислам и др. Однако по логике высказывания М. Горького «Религиозное мышление возникло не из созерцания явлений природы, а на почве социальной борьбы», в котором само религиозное мышление рассматривается как следствие некой «социальной», от себя добавим, «классовой» борьбы. Выходит, что по мере развития социальных, общественных институтов должно происходить и изменение, эволюция основ религиозного мышления, а в конечном счете религиозного знания об истине. Получается, что истина, по мере развития социума, тоже должна видоизменяться, приобретать новый смысл.
Вместе с тем, вне зависимости от какой бы то ни было деятельности человеческого общества, истина остается неизменной. Двух, трех и т.д. истин быть не может. Т.е. истина абсолютно объективна, она реальна и нет сил, способных властвовать над ней. Истина – это откровение, откровение – это бог – всевышний, высший разум Вселенной.
Истина, а следовательно,и религия, под которой подразумевается вера в бога – высший разум, неизменна, она по своей природе не может быть иной. Поэтому понимание истины в религиозном смысле возникло у человека в результате созерцания природных явлений, т.е. окружающего мира и данного человеку той же природой – высшего разума – способности к абстрактному мышлению.
Познание истины – высшего разума – выходит за рамки чисто научного мышления, т.к. доказательство истинности истины не может быть осуществлено исключительно методами, категориями, которыми оперирует наука. Отсюда – нельзя ставить знак равенства между развитием общества, как социальной системы, и религией, если под последней понимать истину, а не борьбу за политическую власть, господство одного класса, социальной группы над другой. Надо полагать, что именно вследствие этой социальной борьбы возникли все известные так называемые «классические» религии.
Исследованию основ возникновения религии чуждо как проявление крайнего идеализма, так и крайнего материализма. К раскрытию существа духовного учения нельзя прийти, рассуждая научно, т.к. предмет ее не дан в мире объектов. По сей день спорным остается вопрос о том, какая психическая деятельность легла в основу формирования религиозных представлений человека – ум, чувство или желание.
Ум, как основа теоретического, логического познания, не может быть религиообразующей силой, т.к. религия – сверхчувственный, не данный в границах научного познания объект. Дух человеческий в рамках научного познания не может достичь высот, свойственных религиозному восприятию человеком всего сущего.
В процессе созерцания окружающего мира на первое место выходит чувство, через которое происходит формирование представлений о природе и боге. ............