Часть полного текста документа:Некоторые проблемы экологической безопасности, связанные с техногенной деятельностью в санкт-петербурге и ленинградской области д.т.н., проф. В.В.Софронов, НИЦЭБ РАН, д.м.н., проф. академик МАНЭБ И.В.Лисовский, к.т.н. Е.И.Маркичев, СЗРЦ МЧС России Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области подвергается мощному техногенному и антропогенному воздействию. Некоторые промышленные предприятия обладают высокой энергонасыщенностью, имеют в обращении значительные количества токсичных и радиоактивных веществ, что обуславливает потенциальную опасность их для населения и окружающей природной среды. Степень экологического риска существенно повышают проявления некоторых характерных для нашего региона специфичных природных факторов, таких, как активные геологические разломы на стыке Балтийского кристаллического щита и Русской платформы, нагонные наводнения в устье Невы и др. В частности, активные геодинамические процессы, проходящие в зонах геологических разломов и неоднородностей, могут привести к негативным последствиям при проведении т аких видов работ, как откачка подземных вод, извлечение полезных ископаемых, подземное строительство, а также при интенсивном движении большегрузного транспорта и взрывных работах [1]. Актуальной, по нашему мнению, является также проблема изучения в нашем регионе воздействия активных геологических разломов и неоднородностей на биологические системы [2], одно из проявлений которого связано с аномально высоким уровнем выхода радона на земную поверхность в некоторых районах Санкт-Петер-3-15 бурга и Ленинградской области [3]. В этой связи следует уделить особо пристальное внимание вопросам обеспечения экологической безопасности планируемых видов техногенной деятельности и жилищного строительства на этих территориях. Экологическая безопасность должна стать основополагающей в решении вопроса о целесообразности реализации и инвестирования планируемых мероприятий. Особо сложной представляется эта проблема в отношении крупных многоуровневых промышленных комплексов, совмещенных с другими опасными объектами. Одними из таких комплексов являются планируемые к строительству и эксплуатации нефтеналивные порты в Финском заливе: порт в бухте Батарейной для нефтепродуктов полной мощностью 15 млн. тонн/год и порт в окрестностях г.Приморска для сырой нефти, нефтепродуктов, химических грузов и сжиженного газа мощностью 45 млн. тонн/год. Создание портов и фарватеров к ним потребует выполнения значительного объема дноуглубительных работ (только по порту в бухте Батарейной 1,3 млн.м3) со сбросом грунтов в Финский залив, а также очистки дна от плавсредств и взрывоопасных предметов, затопленных в период Великой Отечественной войны. Влияние этих работ на акваторию и гидробионты залива требует всесторонней предварительной оценки с целью предотвращения возможности возникновения экологических чрезвычайных ситуаций и сведения к минимиму ущерба окружающей среде. Обеспечение транспортировки нефти и нефтепродуктов от месторождений Сибири к портам потребует создания трубопроводной системы, общая протяженность которой в пределах только Ленинградской области может достигать 3500 км [4]. Прокладка трубопроводов будет проводиться в зонах активных геологических разломов и естественных водоемов. ............ |