Часть полного текста документа:Некоторые проблемы топографии средневекового русского города Баталов А.Л., Л. А. Беляев "Наименее всего достойна доверия традиция, поскольку вечно она выступает под охраной невежества - и чем. больше оное невежество, тем древнее оказывается здание" (Simpson F. A series of ancient baptismal fonts, chronologically arranged. 1828) Представления человека о том мире, в который он помещен неведомой ему силой, материализуются множеством способов. Среди них - обязательная и всеобщая сакрализация окружающей Среды, формирование особого, свойственного только данному социуму "священного пространства". В структуре этого пространства выражаются фундаментальные представления народа. Конкретными средствами воплощения служат организация религиозной (в средневековой Европе - церковной) жизни, искусство и архитектура. Возникающие при этом системы могут быть описаны, - во-первых, как здания и специально организованные священные участки, а также как методы их размещения на местности и в конкретном ландшафте; - во-вторых, как смысловые взаимосвязи религиозного и исторического характера, которыми их наделяют создатели (заказчик и строители); - наконец, как способы функционального ритуального использования систем в качестве искусственно созданной сакральной среды. Взятые вместе, эти элементы и образуют сакральное пространство. Оно может быть дискретным или сплошным; покрывать занимаемую этносом территорию ровной сетью или формировать мощные семантические узлы (относительно независимые или собранные в жесткую иерархическую цепь). Человек, конечно, всегда старается перекрыть всю занимаемую им территорию хотя бы системой зримых символов, а в идеале - незримым покровом сверхъестественной защиты. В полной мере это свойственно Руси и ее городам, изучение сакральной топографии которых отличается двумя главными особенностями. Это, во-первых, сравнительно молодые структуры, не опирающиеся на какой-либо местный античный субстрат (что свойственно странам Средиземноморья). Во-вторых, несмотря на свою молодость, - они довольно плохо обеспечены надежными письменными источниками (особенно для раннего периода). Оба эти свойства привели к тому, что историю сакральной топографии многих русских городов, и в первую очередь - Москвы, стремились не столько исследовать, сколько моделировать, ориентируясь на существующие "образцы". Конечно, известную роль здесь сыграла и западная традиция, где становление "христианской городской среды" долго старались осмыслить как целенаправленный, рационально спланированный и осуществленный проект. Это, действительно, иногда оправдано при работе с такими моделями как города вновь возведенные (например, Константинополь) или существенно перестроенные из старых, "языческих" центров (Рим, Милан, Аквилея, Аахен и др.) Но прямое проецирование метода на русский материал было, конечно, методической ошибкой и приводило к строительству "иллюзорной истории". Этот метод был в известной мере вынужденным и политически окрашенным. В условиях идеологического ограничения приоритет был отдан формальному анализу композиции города как сложившегося целого, оценке его силуэта, закономерностей в распределении доминант. В 1970-х гг. возникло направление, рассматривавшее сакральную топографию средневекового города именно как взаимосвязанную систему высотных акцентов. ............ |